Маршрут № 6. По холмам Токсовских высот

Маршрут № 6, По холмам Токсовских высот:
Санкт-Петербург — Мурино (8) — Токсово (18) — Матокса (16) —Куйвози (12) —Керро (9) — Скотное (20) — Осиновая Роща (16) — Санкт-Петербург (10).

Протяженность — 109 км. Сезонность — июнь — август.

«Токсовские высоты — цепь холмов на Карельском перешейке, протянувшихся от пос. Токсово к оз. Щучьему (близ Зеленогорска). Название получили по поселку Токсово. Представляют собой ярко выраженные камы. Характеризуются резкими колебаниями высот (от 50 до 100 м), крутизной склонов и чередованием холмистых участков с обширными котловинами, занятыми озерами. Некогда здесь была цепь островов Иолдиева моря» (См.: Кисловский С. В. Знаете ли вы? Словарь географических названий Ленинградской области. Л.: Лениздат, 1974).

Маршрут начинается от Поклонной горы в Санкт-Петербурге.

От места сбора (сквер на углу пр. Тореза и пр. Энгельса), перейдя пешком проспект Тореза, сразу же повернуть направо, на Северный проспект, и начать движение под уклон в восточном направлении, до пересечения с Гражданским проспектом (4 км). Развернуться на площади и продолжить движение по Гражданскому проспекту на север. Миновав проспект Просвещения, повернуть направо на перемычку к улице Руставели, а по выходе на улицу еще через 100 м свернуть к железнодорожному переезду.

Отсюда, от пос. Мурино (Всеволожский район), начинается шоссе Санкт-Петербург — Матокса. Маршрут на Токсовские высоты был популярным даже в далекие для нас предреволюционные годы, в период становления отечественного велотуризма. В «Дорожнике» Общества велосипедистов-туристов за 1900 год приводится следующая нитка маршрута тех лет: С.-Петербург — Новая Деревня — Лесной Корпус (5,5 версты) — Гражданка — Ручьи — Мурино (9)—Нов. Девяткино — Девяткино— д. Волкова — Токсово. Почти все маршруты по северным окрестностям Петербурга начинались, как правило, от Александровского парка (ныне парк им. В. И. Ленина) и, продолжаясь далее по Каменноостровскому (ныне Кировскому) проспекту, выводили к Новой Деревне. Далее часть маршрутов (в Белоостров, Сестрорецк, Юкки, Коломяги) шла через Удельный лес в Удельную, Озерки.

Маршрут на Токсово в начале нашего века от Новой Деревни проходил мимо Лесного корпуса (Лесотехническая академия) и продолжался по булыжнику среди
пустырей, огородов и деревянных домишек деревни Гражданка. Булыжную мостовую улицы Дорога в Гражданку, вероятно, еще помнят и сегодняшние велотуристы старшего поколения.

Неизмеримо изменился облик тех мест: широкий многокилометровый асфальтированный Гражданский проспект встал на месте окраин с деревянными лачугами. Пожалуй, лишь проезжая пос. Мурино (сразу за железнодорожным переездом), можно узнать одну из построек старого Петербурга: слева по ходу движения показывается серебристая ротонда церкви, построенной архитектором Н. А. Львовым в 1780 году.

Миновав реку Охту, шоссе Санкт-Петербург — Матокса поворачивает налево и входит в пос. Ново-Девяткино (3-й км, отсчет расстояний по километровым знакам от ул. Руставели). Немного дальше (5-й км) слева показываются корпуса завода Турбоатомгаз и Северной ТЭЦ — одной из самых крупных в Советском Союзе. Впереди уходящего к холмам широкого шоссе хорошо различимы высотные дома пос. Кузьмоловского.

За развилкой на Юкки (проехать прямо), среди домов деревни Кузьмолово (11-й км), дорога затяжным подъемом устремляется на первую ступень Токсовской гряды. Уже в границах нынешнего пос. Токсово (13-й км), после развилки на Скотное (проехать прямо), лента шоссе снова круто взмывает вверх, к центру поселка. Здесь магазины, а немного в стороне (200 м, справа от дороги), у Большого Кавголовского трамплина,— столовая (расположена в многоэтажном корпусе).

На окраине Токсова (18-й км) шоссе выходит на высокое плато, откуда красиво смотрятся кавголовские озера. Далее маршрут по холмистой местности (подъемы и спуски 5—7%) за пос. Ново-Токсово и садоводством приводит к небольшому озеру (27-й км, слева от дороги по ходу движения), на песчаном берегу которого можно отдохнуть, а в жаркий день — искупаться.

Извиваясь среди соснового леса, шоссе вскоре минует развилку на Лесколово (29-й км, есть указатель). Велотуристам, которым пройденная часть маршрута показалась излишне сложной, здесь можно повернуть налево к железнодорожной станции Пери, до которой 7,5 км.

За пос. Лехтуси (31-й км) рельеф выравнивается. Небольшое верховое болото — и дорога вновь идет по коридору из высоких елей. Автотранспорта на шоссе мало. На въезде в пос. Матокса (34-й км), у поста ГАИ, повернуть налево. За мостом через реку Авлогу, 100 м от автобусной остановки, находится небольшой поселковый магазин.

Первый затяжной подъем — через 3 км от Матоксы. И далее до самого пос. Гарболово (еще 5 км) следует серия живописных подъемов и спусков (крутизной до 7%). На одном из спусков в просвете между деревьями соснового леса, в глубокой впадине слева, открывается лесное озеро (7 км от Матоксы), на берегу которого есть удобные места для отдыха. А еще через 1 км в столовой пос. Гарболово (через 200 м от знака начала поселка повернуть налево и по дорожке в калитку ограды проехать еще 150 м к магазину) можно пообедать (работает с 14 до 16 ч, выходной день — воскресенье). Следует учесть, что на заключительной части маршрута до пос. Юкки (45 км) продуктовых магазинов и общественных столовых вблизи дороги нет.

Развилку дорог через 4 км от Гарболово проехать прямо. Еще через 1,5 км — железнодорожный переезд. Желающим закончить маршрут раньше следует повернуть перед переездом налево на асфальтированную дорогу в южном направлении к ст. Грузино (2 км).

Далее по маршруту, через 100—200 м после переезда, повернуть налево. Поднявшись к центру поселка садоводов, асфальтированная дорога спускается в заболоченную долину, через 4 км вновь поднимается на взгорок следующего садоводства, и на окраине деревни Дубки (6,5 км от переезда) подходит к протоке, соединяющей озера Лемболовское и Ройка. При необходимости отдыха сразу за мостом повернуть направо, на песчаные дорожки, на берег Нижнего Лемболовского озера. Летом вода в озере хорошо прогревается, и в поверхностных слоях ее температура в конце июля может достигать 24 градусов. Южный берег озера у деревни Дубки пониженный, песчаный. Вдоль уреза воды тянется широкая полоса камыша и тростника. Сосновый лес — у самой воды.

Пройдя по берегу Лемболовского озера, шоссе поднимается на береговой уступ и через 2 км (от протоки) подходит к четкой развилке с грунтовой дорогой. Предпочитающим асфальтированную автостраду рекомендуется проехать развилку прямо — Приозерское шоссе (30-й км от Осиновой Рощи) находится на расстоянии менее 0,5 км отсюда.

Уходящая налево плотная песчаная дорога интереснее перегруженного транспортом Приозерского шоссе: лесной массив в окрестности озера Ройка в недалеком будущем предполагается превратить в лесопарк. Через 12 км движения по этой дороге — первая развилка. Если повернуть налево, то через 4,5 км дорога выведет в поселок Нижние Осельки (23-й км шоссе Куйвози — Бугры). Проехать развилку прямо. Через 2 км направо ответвляется дорога в Агалатово (3,5 км) на Приозерском шоссе (20-й км). Продолжив движение прямо, через 5км группа достигает окраин пос. Скотное (последние 2 км дорога имеет асфальтовое покрытие). Здесь, у автобусной остановки на сложной развилке пяти асфальтированных дорог, взять южное направление на Бугры, до которых 14 км.

Затяжным спуском (1,5 км, 5%), среди сельскохозяйственных полей, дорога устремляется к виднеющемуся вдали массиву леса. По выходе из леса шоссе пересекает реку Охту (6 км от Скотного) и взбирается на гребень тянущейся от Кузьмолово цепи холмов. На гребне повернуть направо на асфальт Бугровского тренировочного кольца и продолжить движение на Юкки (5 км). Описание конечного участка пути см. в маршруте № 5.

Маршрут заканчивается на Поклонной горе в Санкт-Петербурге.