Маршрут № 9. По местам жизни и деятельности А. М. Горького

Зеленогорск— Черная речка (10) — Сопки (7) — Горьковское (11) —Лебяжье (9) — Рощино (7) — Корабельная роща (7) — Зеленогорск (16).

Протяженность — 67 км. Сезонность — июнь — август.

Маршрут знакомит с окрестностями ст. Мустамяки (ныне Горьковское), где в 1914—1917 годах жил и работал великий русский писатель Максим Горький.

Маршрут начинается от ст. Зеленогорск (электропоезда с Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге).

Мимо железнодорожного вокзала в Зеленогорске проехать 300 м назад (по ходу поезда), повернуть направо под мост и по улице Ленина — главной магистрали города— проехать к Приморскому шоссе (2 км). О примечательных местах Зеленогорска см. маршрут № 3.

При выходе на Приморское шоссе повернуть направо по указателю «Приморск 124». Через 2 км движения слева остаются корпуса крупного кардиологического санатория «Северная Ривьера». Непрерывной цепью тянутся вдоль узкой ленты шоссе пионерские лагеря и детские сады. Интенсивное движение автотранспорта.

На границе города (4-й км от развилки) шоссе выходит прямо на берег Финского залива, на песчаных отмелях которого в жаркий день приятно искупаться (6-й км). Следуя за изгибами береговой линии, шоссе поворачивает налево (пос. Серово, 8-й км). Справа от дороги, чуть в стороне, среди Соснового леса приоткрывается песчаная стена (высотой 40—50 м) — берег бывшего послеледникового моря. С него открывается замечательный вид на Финский залив.

Вскоре шоссе поворачивает направо и уходит от залива. На развилке асфальтированных дорог (пост ГАИ, 9-й км) повернуть налево, на мост через Черную речку (направо уходит дорога на Рощино, 8 км). У Черной речки можно остановиться для непродолжительного отдыха — в ее бурных водах еще и сейчас испытывают свое счастье многочисленные рыбаки.

Продолжая движение, повернуть направо за мостом по указателю «Выборг 80». Здесь начинается Средне-Выборгское шоссе (автодорога А126, отсчет расстояний от Черной речки). Сразу за мостом — затяжной (0,8 км), но плавный подъем, затем рельеф выравнивается. Полотно дороги новое, спрямленное, широкое — начальный участок шоссе (до Белокаменки) реконструирован.

Второй затяжной подъем (7-й км) — при подходе к пос. Сопки (отметка высот 82 м). Двигаясь дальше, через 1,5 км от поселка, у автобусной остановки, от шоссе ответвляется хорошо укатанная гравийная дорога, уходящая вправо и чуть назад. Через 300 м крутым спуском она выходит к реке Гладышевке, с шумом бегущей по камням. На другой стороне деревянного моста, слева,— деревянное здание бывшей водяной мельницы (построена в 1857 году), с каменным подводным каналом. Здесь, на лужайке у мельницы, любил бывать А. М. Горький.

Возвратившись на шоссе, продолжить движение на север. Поднявшись к небольшому селению Белокаменка (13-й км), с высокого холма впереди справа можно увидеть край лежащего во впадине среди лесов Гладышевского озера.

Дорога по маршруту к пос. Горьковское (щебеночная, с россыпями песка) проходит по южному берегу озера. Чтобы на нее выйти, на месте разделения шоссе
на два рукава, почти сразу же за знаком «13/60», необходимо повернуть направо. Уходя под уклон (не разгоняться— песок!), через 1 км дорога приводит к речке Гладышевке, вытекающей из Гладышевского озера. На берег озера, к песчаному пляжу с купальней (200 м), можно подъехать полевой дорожкой, повернув налево перед мостом через речку.

За мостом дорога круто взбирается (7%, 0,5 км) на первый береговой уступ, за ним вскоре следует второй к вершине холма (отметка высот 99 м), на котором разместился пос. Горьковское. На холме, окруженном густым хвойным лесом, тянущимся до самого озера, сохранился дом (бывш. дача-пансионат Горбик-Ланг), в котором жил Горький. Для посещения этого дома следует вблизи километрового знака «4/10», проехав стройную шеренгу елей (справа) и небольшой пруд (слева), сразу повернуть направо в проулок и проехать вдоль ограды 300 м до указателя «Автостоянка „Метролог"». На фронтоне окрашенного в коричневые тона двухэтажного дома укреплена мемориальная доска с надписью: «В этом доме в 1914—1917 гг. жил и работал великий русский писатель Алексей Максимович Горький». Кабинет писателя и его спальня находились на втором этаже дома. Большую часть дня, а иногда и ночи, Горький проводил в своем кабинете. Наиболее значительное произведение, созданное писателем в этот период,— автобиографическая повесть «В людях» (1916 г.). В настоящее время дом используется как база отдыха.

Недалеко отсюда, на даче В. Д. Бонч-Бруевича, в 1917 году отдыхал В. И. Ленин. До наших дней дача не сохранилась — в центре участка установлена стела со словами: «Здесь, на даче В. Д. Бонч-Бруевича, с 29 июня по 4 июля 1917 года жил и работал В. И. Ленин».

Возвратившись на шоссе, повернуть направо и начать двигаться в восточном направлении. В поселке шоссе резко поворачивает налево и устремляется вниз. На дороге значительные скопления незакрепленного песка. Вскоре позади остаются поселки Бойково (7-й км), Яковлево (8-й км), железнодорожный переезд и ст. Горьковское (9-й км). За переездом начинается асфальт, который приводит в пос. Лебяжье (12-й км), живописно раскинувшийся по берегам Большого (слева) и Малого (справа) Лебяжьих озер. А еще через 2 км дорога сливается с шоссе, спускающимся со стороны Нахимовского озера (повернуть направо). Отсюда до пос. Рощино 6 км.

Дальнейший путь через поселок и станцию Рощино к Корабельной роще и реке Гладышевке описан в маршруте № 8.

На Средне-Выборгское шоссе от реки Гладышевки помимо пути по асфальту основной дороги (на 4-й км) можно выйти и песчаной дорогой среди соснового леса, для чего за мостом через речку, проехав мимо продовольственного магазина, в самом начале подъема повернуть налево. Через 1 км, минуя карьер, дорога выводит на 2-й км шоссе. Далее до Зеленогорска (12 км) уже знакомый путь.

Маршрут заканчивается на ст. Зеленогорск.