Первые общества велосипедистов-любителей

Таким образом, на рубеже XX века развитие велосипеда как удобного средства передвижения в общих чертах завершилось. Мир охватила первая волна велосипедного бума (1880—1890 гг.). Повсюду стали возникать общества «циклистов», как тогда называли велосипедистов-любителей. Не осталась в стороне от этого движения и Россия.

Впервые мысль об организации своего общества, объединившего бы всех любителей-велосипедистов, возникла в конце 70-х годов прошлого века у петербургских поклонников велосипеда. Тогда же был составлен устав, представленный на утверждение в 1880 году. Но время шло, а утверждение устава затягивалось. Канцелярская волокита, бесконечные доработки отдельных параграфов отодвигали официальное открытие общества. Не последнюю роль играло здесь и запрещение езды на велосипеде по улицам столицы (как видно, гонение на велосипед со стороны дорожных служб необязательно связывать с автомобилем — он еще не родился!).

Лишь 6 декабря 1884 года устав Санкт-Петербургского общества велосипедистов-любителей был наконец утвержден. Но Петербургское общество к тому времени оказалось не первым. Еще раньше, 31 марта 1884 года, состоялось подписание устава Московского общества велосипедистов-любителей.

В уставе обоих обществ еще нет понятия «туризм», хотя уже упоминались «экскурсии» и провозглашалось сближение всех велосипедистов-любителей для содействия распространению велосипеда как удобного и приятного средства передвижения. Появление в это время удачных моделей велосипедов привело к быстрому увеличению количества действующих велосипедных обществ и кружков. К 1892 году такие общества активно работали уже более чем в 40 городах России. Стали выходить и специальные иллюстрированные журналы по велосипедной технике и спорту: «Велосипед», «Велосипедист», «Самокат», «Циклист» и другие.

О работе общества велосипедистов-любителей того времени можно получить представление по «Отчету Гоночной комиссии» Санкт-Петербургского общества за 1895 год. Значительное место здесь отводится не только состязаниям на гаревой дорожке, но и так называемым «общественным поездкам», в которых приняли участие 239 человек. В 11 поездках было пройдено в общей сложности 825 верст (в среднем по 75 верст за поездку). Самой массовой оказалась поездка в Петергоф (23 апреля), в которой участвовали 62 человека.