Передвижение без препятствий
На ровных участках дороги двигаться в колонне следует плавно, без резких поворотов, торможений и ускорений, соблюдая дистанцию с впереди идущим участником похода. Безопасная величина этой дистанции индивидуальна и зависит от состояния дорожного покрытия, скорости движения и реакции едущего позади. Время реакции у всех различно и колеблется в пределах 0,5— 2 с (при скорости 15 км/ч за это время велосипедист продвигается на 2—8 м). Поэтому при движении по дороге, особенно в группе, необходимы внимательность и сосредоточенность, которые можно развить в себе самодисциплиной и повысить тренировкой и упражнениями.
Движение по проезжей части на велосипедах разрешается только в один ряд на расстоянии 1 м от ее правого края. Выезд на большее расстояние допускается лишь для объезда и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота *.
Во время движения по маршруту нет необходимости слишком низко наклонять голову к рулю, так как это ухудшает обзор местности и наблюдение за транспортом. Постоянного контроля требует и режим дыхания. Оно должно быть глубоким и спокойным, так как поверхностное дыхание затрудняет нормальное снабжение крови кислородом и утомляет сердце, заставляя его работать более интенсивно. Не менее важно при движении в группе и умение управлять своими эмоциями, подавлять желание обогнать другого участника или не дать ему возможности обойти себя, что часто приводит к печальным последствиям.
К психофизиологическим основам безопасного движения можно отнести и полный отказ от искусственного возбуждения и раздражения (курение, алкоголь). Не рекомендуется также в жаркие дни подолгу ехать полуобнаженным (возможны солнечные ожоги), а в холодную погоду, особенно в горах, купаться на марше (охлажденные мышцы ног теряют эластичность).
Каждый велотурист должен освоить простейшую сигнализацию, которая делает понятными действия как его, так и членов группы.
Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.
Сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.
Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
Подача сигнала должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра (за 20—30 м) и заканчиваться непосредственно перед его выполнением.
Эти сигналы вначале подаются руководителем или штурманом, возглавляющим группы, и повторяются всеми участниками. И хотя решение о начале поворота принимает направляющий, это не освобождает каждого от собственной оценки и корректировки действий в постоянно меняющейся дорожной обстановке.
Велосипедистам запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
При остановке группы все участники похода плавно, без резких торможений и обгонов, снижают скорость и постепенно съезжают на обочину. К этому маневру следует отнестись с особым вниманием, так как именно здесь наблюдается наибольшее число столкновений и падений.
Водитель велосипеда должен иметь при себе удостоверение на право управления велосипедом, подтверждающее знание Правил дорожного движения.
* Здесь и далее в разделе приводятся выдержки из Правил дорожного движения 1990 года.