Передвижение без препятствий

На ровных участках дороги двигаться в колонне следует плавно, без резких поворотов, торможений и ускорений, соблюдая дистанцию с впереди идущим участником похода. Безопасная величина этой дистанции индивидуальна и зависит от состояния дорожного покрытия, скорости движения и реакции едущего позади. Время реакции у всех различно и колеблется в пределах 0,5— 2 с (при скорости 15 км/ч за это время велосипедист продвигается на 2—8 м). Поэтому при движении по дороге, особенно в группе, необходимы внимательность и сосредоточенность, которые можно развить в себе самодисциплиной и повысить тренировкой и упражнениями.

Движение по проезжей части на велосипедах разрешается только в один ряд на расстоянии 1 м от ее правого края. Выезд на большее расстояние допускается лишь для объезда и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота *.

Во время движения по маршруту нет необходимости слишком низко наклонять голову к рулю, так как это ухудшает обзор местности и наблюдение за транспортом. Постоянного контроля требует и режим дыхания. Оно должно быть глубоким и спокойным, так как поверхностное дыхание затрудняет нормальное снабжение крови кислородом и утомляет сердце, заставляя его работать более интенсивно. Не менее важно при движении в группе и умение управлять своими эмоциями, подавлять желание обогнать другого участника или не дать ему возможности обойти себя, что часто приводит к печальным последствиям.

К психофизиологическим основам безопасного движения можно отнести и полный отказ от искусственного возбуждения и раздражения (курение, алкоголь). Не рекомендуется также в жаркие дни подолгу ехать полуобнаженным (возможны солнечные ожоги), а в холодную погоду, особенно в горах, купаться на марше (охлажденные мышцы ног теряют эластичность).

Каждый велотурист должен освоить простейшую сигнализацию, которая делает понятными действия как его, так и членов группы.

Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

Сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

Подача сигнала должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра (за 20—30 м) и заканчиваться непосредственно перед его выполнением.

Эти сигналы вначале подаются руководителем или штурманом, возглавляющим группы, и повторяются всеми участниками. И хотя решение о начале поворота принимает направляющий, это не освобождает каждого от собственной оценки и корректировки действий в постоянно меняющейся дорожной обстановке.

Велосипедистам запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

При остановке группы все участники похода плавно, без резких торможений и обгонов, снижают скорость и постепенно съезжают на обочину. К этому маневру следует отнестись с особым вниманием, так как именно здесь наблюдается наибольшее число столкновений и падений.

Водитель велосипеда должен иметь при себе удостоверение на право управления велосипедом, подтверждающее знание Правил дорожного движения.

* Здесь и далее в разделе приводятся выдержки из Правил дорожного движения 1990 года.