Походы выходного дня

Походы выходного дня — самая массовая форма самодеятельного туристского движения. Являясь разновидностью активного отдыха, эти походы приобщают начинающих к основам техники и тактики велотуризма, воспитывают чувство патриотизма и любви к своему краю, содействуют повышению уровня всесторонней физической подготовки.
Именно в походах выходного дня закладываются основы тех знаний и навыков, которые составят фундамент дальнейшего роста спортивного мастерства велотуриста. Здесь разрозненные «одиночки» впервые сталкиваются с понятием «туристская группа» и на собственном опыте приходят к убеждению, что настоящий велотуризм невозможен без чувства коллективизма, товарищеской взаимопомощи.
Первые шаги особенно трудны, поскольку они первые. Определенные трудности связаны с подбором снаряжения. Не всегда легко складываются отношения в коллективе. Ради поддержания доброго микроклимата иногда чем-то приходится поступиться, какие-то черты своего характера сознательно приглушить. Но успешно прошедшие школу походов выходного дня почти наверняка остаются в рядах энтузиастов велотуризма.
Велопоходы выходного дня — интересный и полезный вид еженедельного отдыха. Придав походу тематическую направленность, можно многое узнать о родном крае, пройдя по ленинским местам, местам боев гражданской или Великой Отечественной войны, посетив памятники истории и культуры, разведав новый маршрут.
Являясь одним из важных средств в системе физического воспитания населения, туристский однодневный велопоход включен в физические нормативы Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР». Для сдачи норм по туризму необходимо совершить один велопоход, условия которого приведены в табл. 5.

Таблица 5. Требования к протяженности маршрута и возрасту участников велопохода в комплексе ГТО
Ступень Возраст, лет Протяженность маршрута, км
I
II
III
16—17
18—39
40 и старше
40-50
40
30

При этом недостаточно просто проехать по маршруту — руководитель похода (старше 16 лет и имеющий подготовку как минимум в объеме программы «Туристский организатор») должен убедиться в умении каждого участника похода ориентироваться на местности (по карте и компасу), выбрать место для разбивки бивака, оказать первую помощь при травмах и несчастных случаях.
Походы выходного дня — первая и обязательная ступень велотуризма: к участию в походах I к. с. допускаются лишь лица, имеющие опыт участия в некатегорийных походах (к которым относятся и походы выходного дня), а для руководства походом I к. с. помимо участия в походе I к. с. требуется опыт руководства походом выходного дня.
Походы выходного дня являются также составной частью нормативных требований на значок «Турист СССР». Оформляются такие походы маршрутным листом, бланк которого можно получить в туристском клубе, турсекциях крупных коллективов физкультуры. Заполняется маршрутный лист руководителем похода: помимо списка участников приводится нитка маршрута, его схема, указывается протяженность участков. Подписывается маршрутный лист председателем правления турклуба или ответственным лицом организации, проводящей поход, и заверяется печатью турклуба или профкома организации.
После завершения похода маршрутный лист сдается в организацию, выдавшую его, и на основе отметок о прохождении маршрута (или по фотографиям, выполненным во время прохождения маршрута) группе или
каждому участнику выдается справка о совершенном походе с указанием пройденного расстояния в километрах. Маршрут участнику засчитывается только в том случае, когда он пройден в полном объеме, до команды руководителя: «Поход закончен».
Туристские походы выходного дня проводятся в выходные и праздничные дни и продолжаются, как правило, 1—2 дня. Однако двухдневные походы, предполагающие полевой ночлег, по организации похода больше соответствуют многодневным (до 5 дней) некатегорийным велопоходам (см. следующий раздел), поэтому здесь рассматриваются лишь однодневные походы.
Независимо от способа формирования группы (сбор по объявлению, по приглашению руководителя) за руководителем похода сохраняется право на известный отбор участников, исходя из сложности маршрута, его протяженности и продолжительности, темпа движения и пр. При сборе группы по объявлению, когда руководитель похода зачастую лишен возможности заранее оценить степень подготовленности участников, такой отбор производится на первом участке пути: участникам, которым предложенный средний темп движения оказался не по силам, предлагается сойти с маршрута и возвратиться к месту старта. Чтобы отсев участников оказался минимальным, при объявлении намеченного маршрута помимо его протяженности и продолжительности необходимо указывать также тип велосипедов, средний темп движения, характер покрытия дорог и пересеченность рельефа в районе похода.
Собираясь в поход выходного дня, каждый участник должен предварительно обкатать свой велосипед и убедиться в его полной исправности. Конечно, мелкие неисправности можно устранить на месте сбора или в походе. Но нельзя злоупотреблять взаимопомощью и рассчитывать на то, что более опытный механик группы отремонтирует ваш велосипед в походе. Необходимо помнить, что каждый ремонт в пути — это вынужденная остановка, зачастую далеко не в самых комфортных условиях, а частые остановки не только нервируют группу и портят хорошее настроение, но и излишне затягивают продолжительность похода. При наличии серьезных неполадок в технике участник к походу не допускается.
Наряду с исправным велосипедом каждый участник похода должен располагать индивидуальным набором инструментов (в подсумке велосипеда), велоаптечкой и запасной велокамерой (однотрубкой). Личное снаряжение минимально: из одежды к тому, что велотурист имеет на себе, добавляются полиэтиленовая накидка от дождя (штормовая куртка с капюшоном), запасная пара носков (полушерстяные). При отсутствии на маршруте общественных столовых (об этом указывается в объявлении о походе) с собой необходимо захватить бутерброды и напитки (фляга, металлический термос). Все это помещается в спортивную сумку или рюкзак и эспандерными резинками закрепляется на заднем багажнике велосипеда. С собой необходимо также взять деньги на мелкие расходы, записную книжку с карандашом и не забыть носовой платок (для движения на скорости характерен так называемый «велонасморк»).
На месте сбора руководитель похода (при сборе по объявлению назначается заранее) записывает в журнал (маршрутный лист) всех собравшихся, опросом определяет их физическую и техническую подготовленность, выбирает из состава присутствующих направляющего, замыкающего (по возможности с более контрастной формой одежды), механика и санинструктора со следующими обязанностями:
направляющий — поддерживает в пути заданный руководителем темп движения группы и по картографическому материалу или указаниям руководителя ведет группу по маршруту;
замыкающий — сопровождает отстающих, не допуская значительного разрыва с основной группой (подает по цепочке направляющему голосовые команды «тише», «стон»);
механик — помогает в ремонте возникающих неисправностей в велосипедной технике;
санинструктор — оказывает первую помощь при возможных травмах участников.
Прежде чем тронуться в путь, руководитель похода вместе с механиком производят профилактический осмотр велосипедов, обращая особое внимание на крепление руля, состояние тормозных систем и переключателей скоростей. Затем группа выстраивается в ряд, и руководитель похода знакомит участников с предстоящим маршрутом, его достопримечательностями и сложными участками, поясняет режим движения группы и порядок построения на шоссе, показывает основные знаки сигнализации при поворотах и остановке. В заключение беседы руководитель похода знакомит группу с направляющим, замыкающим, механиком и санинструктором и их функциями (групповой ремнабор, медаптечка, а также необходимый картографический материал, как правило, комплектуются руководителем, который вместе с механиком и санинструктором оказывает необходимую помощь участникам похода).
Походы выходного дня, особенно по объявлениям, нередко собирают значительное количество участников (20 и более). Вытянутая в цепочку, такая колонна велотуристов, особенно в черте города, плохо маневренна и на шоссе с интенсивным движением создает повышенную опасность. Целесообразно такую группу разбить на несколько подгрупп по 8—10 человек в каждой, назначив помощников руководителя (направляющих). При движении по шоссе подгруппы идут с интервалом 80—100 м друг от друга, в пределах прямой видимости. При возможных разрывах (прохождение регулируемых перекрестков, технических остановках) впереди идущая подгруппа сбавляет темп или останавливается до подтягивания отстающей.
После начала движения группы по маршруту через несколько километров от места сбора делается первая остановка для приведения в порядок туалета участников и подгонки снаряжения. Участники похода, оказавшиеся в «хвосте» группы и тормозившие ее продвижение, становятся вслед за направляющим и по ним в дальнейшем определяется темп движения всей группы.
Последующие остановки (помимо вынужденных) диктуются необходимостью кратковременного отдыха, знакомством с достопримечательностями маршрута (руководитель выступает здесь в роли экскурсовода), питанием и пр.