Преодоление подъемов и спусков

Короткие крутые подъемы обычно берутся с ходу после предварительного разгона и без переключения передач. При выходе на затяжной подъем устанавливают малую передачу и находят оптимальный ритм педалирования, обеспечивающий режим глубокого дыхания (прежде всего выдоха). Важно такое переключение выполнить своевременно: при запоздалом переключении передач необходимая ритмика дыхания может не установиться, и сил на подъем не хватит.

Так как скорость на подъеме заметно падает и сопротивление воздуха невелико, более выгодны средняя и высокая посадки: велотурист сдвигается на самый конец седла и, упираясь руками в руль, усиливает давление на педали.

Движение по пересеченной местности с крутыми спусками следует выполнять с соблюдением повышенной дистанции между участниками похода—до 10—20 м и более. Перед продолжительным спуском обязательна проверка исправности тормозных систем и надежности крепления груза. Выходя на спуск, принимают низкую посадку в группировке: согнув руки, наклоняют туловище к рулю, внимательно следя за дорогой. Кратковременные остановки во время спуска позволяют снять напряжение с мышц и осмотреть тормоза. Для отдыха и согревания работающих мышц ног можно использовать и время прохождения относительно спокойных участков спуска, поочередно выпрямляя то левую, то правую ногу или вращая педали в обратном направлении.

На уклонах, обозначенных соответствующими знаками, при наличии препятствия уступить дорогу должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.