Подготовка велосипеда к эксплуатации

Велосипед выходит с завода с отрегулированными узлами. Однако велосипедист, готовясь к выезду, должен сам внимательно проверить и подрегулировать отдельные узлы, протереть велосипед.

Руль по высоте устанавливают в зависимости от роста велосипедиста. Для этого необходимо отвернуть на три-четыре оборота зажимной болт, соединяющий рулевой стержень со стержнем передней вилки, и, положив ключ плашмя на головку болта, ударить по нему ладонью, осадив тем самым болт руля вниз. Руль устанавливается на нужную высоту и вновь затягивается болтом. Следует помнить, что стержень руля должен входить в стержень передней вилки не менее чем на 50 мм. Наклон трубы руля устанавливается по желанию велосипедиста.

Большое значение при езде имеет правильная установка седла. Его рекомендуется устанавливать так, чтобы велосипедист, сидя на нем, упирался пяткой ноги в педаль, расположенную в самом нижнем положении. Чтобы установить седло на нужную высоту, необходимо отвернуть гайку болта в верхней части подседельной трубы, поднять или опустить седло и вновь затянуть гайку. Седло можно передвигать также вперед или назад и придавать ему нужный наклон. Для этого следует отпустить гайку замка седла и сместить его вдоль планки. Если этого будет недостаточно, то нужно снять седло с седлодержателя и, повернув замок седла на пол-оборота, затем снова поставить его на седлодержатель. Замок окажется сзади седлодержателя, и седло сместится назад. Седлодержатель должен входить внутрь подседельной трубы рамы не менее чем на 50 мм.

Велосипедист должен определить правильную посадку на велосипеде, которая зависит от положения руля и седла. Она должна быть такой, чтобы вес велосипедиста равномерно распределялся на три опоры — руль, седло и педали.

Регулировка узлов. При эксплуатации велосипеда образуются зазоры в его ходовых соединениях, которые превышают нормы. Чтобы этого избежать, необходимо придерживаться правил регулировки узлов велосипеда.

Регулировка рулевой колонки. Качка в подшипниках рулевой колонки не допустима. Для ее устранения следует отвинтить контргайку на два-три оборота, подтянуть конус с незначительным ослаблением подшипников, учитывая, что при окончательной затяжке контргайки конус прижмется к подшипнику. Не допускается также и тугая затяжка подшипников, так как это затрудняет управление велосипедом и влечет за собой преждевременный износ подшипников. Чтобы убедиться в правильности регулировки рулевой колонки, следует приподнять переднюю часть велосипеда и наклонить его набок на 10—15°, при этом колесо с вилкой должно легко повернуться от собственного веса.

Регулировка втулки переднего и заднего колеса. Правый конус втулки переднего колеса должен быть завернут до упора, и производить им регулировку втулки нельзя. Ее регулируют путем подтягивания или ослабления левого конуса, имеющего лыски под ключ. Предварительно нужно ослабить левую наружную гайку, а затем ослабить контргайку. Правильно отрегулированное колесо не должно иметь качки.

При одевании переднего колеса на вилку нужно строго следить за тем, чтобы конус втулки без лысок располагался справа по ходу велосипеда, иначе может произойти заклинивание шариков.

Подшипники втулки регулируют путем поворачивания за квадрат оси, причем следует отпустить гайку левого конуса. Перетяжка подшипников не допускается, вращение должно быть легким. Регулировка подшипников путем навертывания на ось или свертывания с нее правого конуса категорически запрещается.

Регулировка каретки. Подшипники каретки регулируют также с левой стороны при снятой цепи. Для этого нужно ослабить контргайку и, отрегулировав положение левой чашки, затянуть контргайку. Вал каретки должен вращаться без качки и заеданий.

При ослаблении клиньев, с помощью которых шатуны крепятся на валу каретки, их следует забивать легкими ударами через прокладку, подперев шатун с противоположной стороны. В противном случае удары передадутся шарикоподшипникам и на шариковых дорожках могут образоваться вмятины. При снятии клина удары следует производить через прокладку по гайке, отвернув ее предварительно на три-четыре оборота.

Регулировка педалей. Регулировка подшипника педалей производится с помощью конуса. Для этого у педалей дорожных велосипедов нужно отвернуть гайку, скрепляющую внутреннюю и внешнюю пластины, сиять наружную пластину со шпильками и резиновыми колодками, ослабить контргайку, установить конус в нужном положении, ослабив его на четверть оборота, и затянуть контргайкой. Перед регулировкой педали с литым корпусом достаточно отвинтить гайку-колпачок, а все остальные операции выполнять в том же порядке.

Центровка и установка колес на велосипеде. Спицы колеса должны быть равномерно натянуты. При наличии бокового биения следует ослабить спицы на тот стороне, где имеется биение, и с помощью ниппельного ключа подтянуть спицы с противоположной стороны.

При биении колеса по диаметру колесо поворачивают на пол-оборота от места верхнего биения и ослабляют несколько спиц, затем колесо поворачивают еще и а полоборота, т. е. на место биения, и натягивают столько же спиц. Отсутствие биения проверяют поворотом колеса.

При подтягивании спиц их концы, выходящие наружу, следует спилить во избежание прокола камеры.

Установка заднего колеса связана с регулировкой натяжения цепи. Учитывая это, следует: 1) вставив колесо в прорези наконечников цепной вилки, натянуть цепь так, чтобы обод прижался к правому перу вилки, и затянуть гайку с левой стороны; 2) отвести обод колеса к центру вилки, установить правильность натяжения цепи и затянуть правую гайку колеса; 3) чтобы ослабить или подтянуть цепь, колесо следует перемещать в прорезях наконечников цепной вилки, ослабляя или подтягивая гайки поочередно. Колесо должно быть установлено так, чтобы расстояние от покрышки до перьев вилок было с обеих сторон одинаковым.