Разборка ручного тормоза

С помощью гаечного ключа отвертывают на несколько оборотов гайку 17 (см. рис. 29) и из отверстия болта 29 удаляют трос 30; одновременно трос вместе с рубашкой удаляется и из отверстия упора 32. Затем отвертывают гайку 10, снимают шайбу 11 и отвертывают контргайку 9. После этого, предварительно сняв крючок конца пружины 16, снимают с хвостовика болта 15 полускобы 22 и 28. Если нужно удалить болт 15, то, придерживая одной рукой пружину 16, чтобы она не вращалась вместе с болтом, свертывают с болта гайку 13 и снимают шайбу 14, после чего болт легко вынимается из отверстия коронки передней вилки или мостика подседельных стоек рамы. Из проушин полускоб 22 и 28, снятых с хвостовика болта 15, удаляют колодкодержатели 25 вместе с колодками 24, для чего необходимо предварительно отвернуть гайки 23 и снять шайбы 26 с винтов 27.

Колодки удаляются из колодкодержателя следующим способом. На винт 27 до плотного прилегания к плоскости колодкодержателя навертывается любая гайка с нарезкой Мб X 1. Затем зажимают эту гайку в тиски так, чтобы колодка находилась на поверхности губок. В торец колодки с закрытой стороны колодкодержателя упирают тупым торцом деревянного брусочка или металлического прутка и давят на колодку усилием руки или выколачивают ее с помощью небольшого молотка, которым наносят легкие удары в торец упертого в колодку предмета. Наконечник 1 троса обычно вынимается из ролика 2 свободно, но если он почему-либо вставлен плотно, то приходится для извлечения троса снимать рукоятку и с помощью отвертки, помещенной в прорезь ролика, немного расширять прорезь. Кронштейн 19 отделяется от трубы руля после вывертывания винта 6 из хомутика 8.

Сборка тормоза. В паз болта 15 помещают пружину 16. На стержень болта надевают полускобы 28 и 22, ставят шайбу и навертывают гайку 9. Последняя не должна стягивать полускобы, которые должны легко вращаться на стержне болта без качки и заеданий. На оставшуюся часть резьбы болта надевают шайбу 11 и навертывают контргайку 10. Гайку и контргайку с помощью двух гаечных ключей расконтривают, после чего следует еще раз проверить легкость вращения полускоб.

Тормозные колодки укрепляют в проушинах полускоб; при закреплении колодок необходимо следить, чтобы гайки 23 были надежно затянуты и не могли отвернуться во время эксплуатации. Бонку 12 устанавливают в отверстие ответвления полускобы 28. Предварительно в бонку ввертывают упор 32 с навернутой на его резьбу контргайкой 31; в отверстии ответвления полускобы бойка должна легко вращаться на оси хвостовика и не иметь качки. В отверстие полускобы 22 вставляют болт 29, а на его выступающий из отверстия полускобы конец надевают шайбу 18 и навертывают гайку 17. Крючкообразные концы пружины помещают на внутренние ребра полускоб, вследствие чего полускобы будут разведены в разные стороны.

Установка тормоза на раму велосипеда проделывается следующим путем: в имеющееся в коронке передней вилки или в мостике подседельных стоек отверстие вводят стержень болта 15. На болт надевают пружинящую шайбу 14 и навертывают гайку 13. Укрепленный на раме тормоз должен быть отцентрирован так, чтобы во время торможения колодки одновременно соприкасались с боковыми поверхностями обода. Центровка производится поворотом тормоза относительно оси болта 15 с расчетом, чтобы обе колодки тормоза соприкасались с ободом одновременно. По окончании центровки гайка 13 должна быть надежно затянута.

Кронштейн 19 укрепляют на трубе руля с помощью хомутика 8 и винта 6.. Рукоятка 21 устанавливается на оси 20. В рукоятку помещают ролик 2, в отверстие которого устанавливают наконечник троса. Трос продевается через отверстие в упорной втулке 3, затем трос смазывают графитовой мазью или техническим вазелином и надевают на него рубашку; трос в ней должен перемещаться легко и без заеданий. На всей длине трос не должен иметь оборванных волокон, которыми вызывается заедание. Выступающий из рубашки конец троса пропускают через отверстие упора 32 и далее через отверстие, просверленное поперек стержня болта 12. Зажав плоскогубцами вышедший из отверстия болта конец троса, вытягивают трос до полного натяжения между рукояткой 21 и болтом 29, а затем левой рукой поджимают обе плоскости тормозных колодок к боковым поверхностям обода так, чтобы между колодками и боковыми поверхностями обода оставался зазор в пределах 4—5 мм. В этом положении правой рукой с помощью гаечного ключа завертывают гайку 17, которая закрепит трос.