Ремонт руля велосипеда

При падениях и авариях возникают следующие повреждения руля: изгибается труба руля, скручивается вынос, изгибается стержень, образуются вмятины и трещины на трубе руля, выносе и стержне выноса. К. неисправности руля также необходимо отнести и все повреждения крепежных деталей руля, как, например, смятие граней и срыв резьбы распорного болта, зажимного болта замка руля, распорного конуса, вызываемые применением слишком большого усилия при их завертывании или использованием гаечных ключей несоответствующего размера.

Способ исправления погнутой трубы руля зависит от того, какой участок ее погнут. Если труба погнута на небольшом расстоянии от замка руля, то трубу помещают в специально изготовленные деревянные губки и зажимают вместе с ними в тиски так, чтобы поврежденная часть руля выступала выше края деревянных губок. Губки представляют из себя две деревянные планки длиной и шириной по 150 мм, а толщиной от 30 до 50 мм, имеющие по плоскости соприкосновения углубления, соответствующие диаметру трубы руля. После этого трубу подвергают исправлению, которое производят обычно руками, в редких случаях применяют рычаг. Между поверхностями рычага и детали необходимо проложить толстый слой кожи или кусок прорезиненного ремня; делают это для того, чтобы не помять трубы руля в новом месте. При исправлении радиусного участка трубы руля изготовляют деревянные губки, у которых отверстие делают соответствующее изгибу руля. Такое отверстие в губках выдалбливают полукруглой стамеской.

Скрученный вынос руля также зажимают в тисках между двумя деревянными губками, имеющими отверстие, соответствующее форме выноса, и, взявшись руками за трубу руля, поворачивают руль в нужную для исправления сторону.

Погнутый стержень руля исправляют на стальной оправке, наружный диаметр которой должен соответствовать внутреннему диаметру трубы стержня так, чтобы оправка скользящей посадкой входила во внутреннее отверстие стержня. Узел соединения выноса со стержнем зажимают в тисках с применением деревянных губок так, чтобы стержень находился в горизонтальном положении. На конец стержня надевают кольцо, заранее отрезанное от стержня старой вилки; делают это для того, чтобы при исправлении изгиба не разогнулись стенки стержня, так как последний имеет продольную прорезь для распорного конуса. Внутрь стержня вставляют оправку и усилием рук отгибают стержень в нужную сторону.

Для исправления руля в случае образования трещин на прямолинейном его участке или на стержне делают по месту трещины разрез ножовкой, а затем разрезанные части руля соединяют на буж и пропаивают медно-цинковым припоем способом, ничем не отличающимся от описанного выше в разделе «Ремонт рамы».

Для соединения частей сломанного руля, если излом находится на криволинейном участке, нужно иметь буж, соответствующий радиусу изгиба сломанного места. Такой буж изготовляют из старого руля или из куска тонкостенной трубы, которую набивают песком и изгибают на оправке соответствующего радиуса. Если радиус изгиба бужа небольшой, необходимо подлежащий гибке участок куска трубы подогреть пламенем паяльной лампы до красно-малинового цвета и затем производить гибку. При большой величине радиуса трубу изгибают холодным способом. Из согнутой трубы вырезают кусок, необходимый для изготовления бужа, обрабатывают его с помощью напильника, чтобы буж можно было плотно заколотить в соединяемые части руля.

Исправление помятых мест трубы руля производят набором стальных каленых шариков, имеющих по диаметру отверстие; шарики укрепляются на середине отрезка троса длиной 1,5 м. Для начала операции исправления помятости руля применяют шарик с самым малым диаметром. Шарик помещают во внутреннее отверстие трубы руля, а вышедший наружу с противоположного конца трубы конец троса укрепляют в тисках. Усилием обеих рук (рывками) протягивают шарик через помятое место в трубе. Затем в губках тисков зажимают противоположный конец троса и повторяют операцию протягивания троса в противоположном направлении. Описанные операции проделывают, увеличивая размер шариков до тех пор, пока помятый участок трубы не будет выправлен.

Испорченные грани у головки распорного болта и болта замка руля исправляют путем опиловки напильником поврежденных граней под следующий, меньший, размер ключа. Если не представляется возможным восстановить головку болта опиловкой, то поврежденную головку распорного болта отрезают ножовкой (при этом нужно учесть, чтобы стержень болта не оказался коротким). Затем на стержне болта, где раньше была головка, нарезают резьбу, на которую навертывают гайку; последнюю укрепляют шпилькой, плотно забитой в отверстие, просверленное через гайку и болт по поверхности их соприкосновения вдоль оси болта, после чего пропаивают латунью.

Если не представляется возможным нарезать резьбу на стержне распорного болта, нужно в отверстии подобранной гайки высверлить резьбу, подбирая сверло, соответствующее диаметру стержня распорного болта. Просверленную гайку насаживают на стержень распорного болта, укрепляют ее шпилькой и припаивают медно-цинковым припоем.

При повреждении резьбы распорного болта поврежденную поверхность резьбы необходимо обточить на токарном станке или аккуратно опилить напильником на всей длине, а затем с помощью плашки нарезать новую резьбу с меньшим диаметром; при этом приходится заменять распорный конус на новый, у которого резьба должна соответствовать резьбе на стержне болта. Вместо замены конуса можно поступить следующим образом. Подбирают гайку, у которой резьба соответствует резьбе, выполненной на стержне распорного болта. В центре распорного конуса сверлят отверстие, которое с помощью трехгранного напильника распиливают по размеру шестигранника гайки (рис. 67). Выполненный в распорном конусе шестигранник должен иметь конусность в пределах 5—8° от большего диаметра конуса к меньшему. Такую же конусность необходимо сделать и на гайке. Затем с помощью молотка и выколотки из латуни, дюралюминия или меди гайку вгоняют в шестигранное отверстие распорного конуса, а чтобы гайка не могла выпадать из отверстия, его края расклепывают во внутреннюю сторону.

При повреждении резьбы у болта замка необходимо сорванные нитки резьбы, а также оставшиеся не поврежденными нитки проточить на токарном станке или аккуратно опилить напильником и нарезать на нем резьбу с меньшим диаметром.

Рис. 67. Исправление распорного конуса руля
постановкой гайки: 1 — распорный конус; 2 — гайка