Ремонт узлов и деталей велосипеда

Ремонт рамы велосипеда

Неисправности рамы чаще всего вызываются неумелым вождением велосипеда или применением неправильных приемов разборки и сборки.

Основные виды неисправностей следующие: 1) погнутие или вмятины на трубах; 2) трещины и изломы труб; 3) погнутие, вмятины, трещины и изломы подседельных стоек или цепных перьев; 4) погнутие или поломка наконечников цепных перьев; 5) повреждение резьбы в узле каретки.

Наиболее часто встречаются повреждения верхней и нижней труб, а также цепных перьев и подседельных стоек. Подседельная и головная трубы подвергаются повреждениям сравнительно редко.

Перед тем как приступить к исправлению повреждений, необходимо снять колеса, седло, разобрать вилку, снять шатуны с вала каретки.

Выправление погнутых верхней и нижней труб

Для того, чтобы выправить погнутые трубы, необходимо изготовить стальную оправку, наружный диаметр которой должен быть на 0,5 мм меньше внутреннего диаметра отверстий шарикоподшипниковых колец, запрессованных в головную трубу рамы. Длина оправки должна быть не меньше 1 м. Оправку зажимают в губки тисков в
вертикальном положении с таким расчетом, чтобы конец оправки, выступающий из губок, был на 50—60 мм больше длины головной трубы. На этот конец оправки устанавливают раму отверстиями колец шарикоподшипников; раму надевают так, чтобы подседельный узел находился в верхнем положении (рис. 51). Взявшись за узел каретки обеими руками, раму начинают выправлять (оттягивать вниз). Если металл жесткий и не поддается правке в холодном виде, то погнутые места подогревают пламенем паяльной лампы до появления красно-малинового цвета.

После исправления погнутых труб раму проверяют на соосность (головная и подседельная трубы должны быть в одной плоскости). Если есть перекос, то раму зажимают за торцы кареточного узла в губки тисков, а в отверстие головной трубы вставляют стальную оправку и руками исправляют перекос.

По окончании указанных операций необходимо проверить соосность цепных перьев по отношению к осевой линии рамы. Для проверки (рис. 52) необходима металлическая или деревянная линейка длиной не менее 1,5 м, шириной 25—30 мм; толщина деревянной линейки — 25— 30 мм, металлической — 5—6 мм. При проверке рама крепится торцами каретки в губки тисков, а линейку прикладывают к боковой поверхности головной и подседельной труб. Конец линейки, выступающий за подседельную трубу, должен находиться между цепным пером и подседельной стойкой в том месте, где припаян наконечник цепного пера. Затем масштабной линейкой измеряют расстояние от внутренней плоскости наконечника цепного пера до боковой плоскости линейки. Такую же операцию производят и с другой стороны рамы. Расстояния а с обеих сторон должны быть равными. Если расстояния разные, то соосность нарушена. Для устранения этой неисправности нужно каждое перо приблизить к линейке или удалить от нее так, чтобы расстояния от обоих цепных перьев до наружного края линейки были одинаковыми, а сами цепные перья находились друг от друга на расстоянии 116 мм.