Тормозные задние втулки

Втулка типа «Торпедо». Отечественная велопромышленность выпускает дорожные велосипеды с тормозной втулкой типа «Торпедо». Эта втулка обладает свободным ходом и тормозным устройством, которое смонтировано внутри ее корпуса.

Тормозная втулка типа «Торпедо» (рис. 12) состоит из четырех узлов: а) ведущего конуса; б) тормозного конуса; в) тормозной обоймы; г) оси с конусом. Помимо узлов, имеются следующие детали: корпус 11, шарикоподшипник 16, пылеуловитель 17, левый конус 15, тормозной рычаг 21, шайба с усом 18, круглая гайка 19, масленка 14, гайки 2 и 20.

Узел ведущего конуса состоит из следующих деталей:
конус 5, пылеуловитель 4, ведомая зубчатка 8, контргайка 7, шарикоподшипник 10, пылеуловитель 9, шарикоподшипник 6, ролики 22, чашка 23, упорное кольцо 24.

Узел тормозного конуса состоит из конуса 12, сепаратора 26, роликов 25 и упорного кольца 27.

Узел тормозной обоймы состоит из тормозной втулки 13, тормозной обоймы 28, упора обоймы 29 и кольца 30.

Ось с конусом состоит из двух деталей: оси 1 и конуса 3.

Рабочий ход втулки осуществляется следующим образом. Усилие от ног велосипедиста передается через шатуны, ведущую зубчатку и цепь на ведомую зубчатку 8, которая укреплена на ведущем конусе. Приложенное велосипедистом усилие заставит ведущий конус повернуться вокруг оси втулки по часовой стрелке примерно на 20—25°. При этом произойдет заклинивание роликов 22 между наружной поверхностью ведущего конуса и внутренней поверхностью корпуса 11 втулки, вследствие чего последний начнет вращаться вместе с ведомой зубчаткой, передавая это вращение колесу. При прекращении работы ног велосипедиста ведущая зубчатка, цепь и ведомая зубчатка вместе с ведущим конусом прекращают свое вращение, а ролики перестают распирать внутреннюю поверхность корпуса втулки, в то время как колеса вместе с корпусом втулки продолжают вращаться за счет приобретенной инерции; такое вращение колеса принято называть свободным ходом.

В случае надобности остановить движение велосипеда велосипедист поворачивает педали в обратном направлении примерно на 20—25° и этим выводит из зацепления чашку 23 с тормозным конусом 12, свободно сидящим на оси втулки. Тормозной конус центрируется относительно внутренней стенки тормозной втулки эластичными лапками сепаратора, которые во время рабочего хода колеса скользят по внутренним стенкам тормозной втулки. Во время торможения чашка углом подъема каждого зуба скользит по углу подъема зубьев тормозного конуса, чем вызывает смещение последнего вдоль оси во внутреннюю сторону тормозной втулки 13. При этом конус повертывается на небольшой угол относительно сепаратора, который притормаживается своими лапками, вследствие чего ролики 25 выходят из пазов тормозного конуса и входят в зацепление с внутренней рифленой поверхностью тормозной втулки 13, удерживая тормозной конус от дальнейшего провертывания. Сместившийся вдоль оси втулки тормозной конус встретит на своем пути сопротивление тормозной втулки 13, в которую он упрется своей конусной заточкой. Последняя противоположным торцом также упирается в левый конус 15.

Таким образом, тормозная втулка, оказавшись зажатой между двумя конусами, благодаря имеющемуся долевому разрезу начнет увеличиваться по диаметру и наружной поверхностью тормозной обоймы 28 соприкоснется с внутренней поверхностью корпуса 11 втулки, чем и вызовет торможение колеса. Тормозной момент, передаваемый от тормозной втулки 13 левому конусу 15, воспринимается рычагом 21, охватывающим левое цепное перо рамы.