Что нужно знать начинающему велолюбителю

Велосипед был изобретен, как известно, более 180 лет назад. За это время он пережил периоды славы и забвения, пока прочно не завладел миром и спортивными аренами, особенно в наши дни. И это вполне понятно. Велосипеду не страшен рост цен на бензин, он бесшумен, не загрязняет окружающую среду, а кроме того, незаменим в борьбе с главной болезнью нашего века — гипокинезией.
Сегодня велосипедный бум захватил все страны. В Голландии, например, он является чуть ли не основным средством передвижения. Там можно увидеть в седле и домашнюю хозяйку, спешащую на базар, и элегантно одетую даму, подъезжающую к театру. Если у кого-то нет собственного велосипеда, его можно взять напрокат, припарковав в специально отведенное место.
Огромную популярность приобрел велосипед в Бельгии, Швеции, Италии, Франции, Японии, где построены специальные велосипедные аллеи, протяженность которых растет из года в год.
Несколько лет назад в Мадриде на «Празднике велоспорта» на старт вышло 30 тысяч поклонников скорости невзирая на холод и дождь.
Отличные велосипедисты в Дании. Недаром известный всему миру художник X. Бидструп как-то заметил: «Дания — маленькая страна, густо населенная велосипедистами». В прошлом году там было продано более 400 тысяч двухколесных машин. Цифра внушительная, если учесть, что в стране проживает пять миллионов человек.
В нашей стране велосипед также с каждым годом приобретает все большую популярность.
Велосипедная индустрия СССР ежегодно производит около пяти миллионов веломашин, которые не застаиваются в магазине.
И горожане, и сельские жители охотно используют велосипед как средство передвижения и полезного досуга.
Наиболее распространены велосипеды дорожного типа — «ХВЗ» и «Украина». Их отличает надежность, долговечность, вездеходность. Благодаря широким шинам им не страшны ни лесные дороги, ни степные. У подростков большой популярностью пользуются веломашины «Орленок» и «Ласточка».
Дорожные велосипеды имеют незначительную разницу в конструкции некоторых узлов и деталей. Есть и женские модели, у которых рама сделана без верхней горизонтальной трубы.
Дорожные велосипеды предназначены для поездок на различные расстояния, а прочный багажник позволяет перевозить на них значительный груз. Как правило, эти модели снабжены грязевыми щитками, зеркалом, звонком, фарой, генератором и боковой откидной подставкой. Для езды в вечернее время предусмотрен светоотражатель. Комфорт всегда приятен, а велосипедисту тем более. Для поездки можно надеть любую одежду, которая непременно останется чистой. Для участия в соревнованиях на дорожных велосипедах все детали, обеспечивающие комфорт, обычно снимают для облегчения веса машины.
В последнее время наша промышленность освоила складные велосипеды типа «Десна», «Кама», «Пермь». Эти веломашины довольно компактны, но тяжелы и имеют довольно маленькую передачу, на которой трудно развить высокую скорость.
Из года в год совершенствуются туристские велосипеды «Спутник» и «Спорт». Вес их 13 кг. Эти модели приближены к спортивным машинам. Колеса у них намного легче и более узки, чем у дорожных. Эти велосипеды просты в эксплуатации, уход за ними несложен. Кроме того, их можно сделать складными, что позволяет перевозить велосипед в самолете, на поезде и т. д. Причем разборка занимает всего несколько секунд. При этом сохраняется жесткость велосипеда, что имеет немаловажное значение в дальнем пробеге. На Сахалине и на БАМе, в горах Памира и в песках Каракум — повсюду побывали туристы на этих безотказных машинах.
Туристский велосипед достаточно скоростной. У него от 8 до 10 передач. Умело манипулируя ими, можно без особых усилий въехать на крутую гору, поспорить с мотоциклом на равнине.
Спортивные велосипеды харьковского завода имени Г. И. Петровского предназначены для шоссейных и трековых состязаний. У них каждая деталь подчинена главному — скорости: тонкие обода, легкие шины, особые втулки колес, облегченная рама, специальный переключатель передач, ручные клещевые тормоза с центральной тягой на переднее и заднее колеса. Для шоссейных гонок самой распространенной моделью является «Старт-шоссе» и «Чемпион-шоссе».
На треке используются велосипеды «Рекорд», «Спринт» и «Метеор», не имеющие тормозов, свободного хода и трещотки с набором передач.
В последнее время многие западные фирмы все чаще заменяют некоторые металлические детали велосипеда пластмассовыми, тем самым значительно снижая его вес. Меняется и внешний вид спортивного велосипеда: руль располагается у самой рулевой колонки, рама и спицы плоские.
Оптимисты считают, что уже через несколько лет спортивный велосипед будет легче прежних моделей почти вдвое. И в этом нет ничего удивительного: достижения науки и техники проникают и в область велоиндустрии.
Любой велосипед требует бережного отношения, внимательного и постоянного ухода. Особенно тщательно нужно проверять затяжку всех винтов и гаек, работу подшипников, натяжение спиц, состояние тормозов.
Нельзя пренебрегать даже самым мелким ремонтом, так как неустраненный дефект может стать причиной серьезной поломки велосипеда, а возможно, и травмы его владельца.
Необходимо взять себе за правило: перед каждым выездом проверить состояние велосипеда: крутятся ли колеса, нет ли «восьмерок». Чтобы узнать, хорошо ли накачаны шины, надо сильно нажать пальцем на резину — она не должна продавливаться, или воспользоваться манометром— предельная норма около 12 атмосфер в зависимости от веса владельца велосипеда и состояния дороги.
Особое внимание нужно обратить на тормоза. Передний тормоз можно проверить, нажав рукой на ручку и продвинув при этом велосипед чуть вперед. Если переднее колесо не прокручивается, то все в порядке, в противном случае следует подвернуть регулировочный винт троса ручного тормоза. Для проверки заднего тормоза нужно слегка поднять велосипед одной рукой, а другой раскрутить заднее колесо, нажав на тормоз. Колесо должно остановиться. Если этого не произойдет, следует найти причину и устранить ее.
Выезжать на велосипеде можно только при абсолютно исправных тормозах, иначе вы не только сами можете попасть в беду, но и подвести товарищей. Никогда не забывайте проверять прочность крепления руля. Для этого, зажав колесо коленями, надо подергать ручки руля из стороны в сторону. Руль не должен проворачиваться. Если же крепление ослабло, надо сильнее затянуть гайку затяжного болта.
В конце осмотра обычно проверяют натяжение цепи, вращение педалей и кареточной оси, прочность крепления седла. Хорошо отлаженный велосипед не должен скрипеть и дребезжать.