Контроль за скоростными возможностями велосипедистов

Страницы: 1 2

Рассчитывались следующие основные показатели: максимальная мощность — Wмах; время достижения максимальной мощности (сек.); константа нарастания мощности — К1; время удержания максимальной мощности (сек.); константа скорости падения мощности (константа утомления) — K2 и суммарная работа за 15 сек. (кпм).

За Wмах принималась наибольшая достигнутая мощность упражнения.

На I этапе исследования изучалась воспроизводимость результатов, получаемых в тесте с 15-секундной работой максимальной интенсивности. С этой целью 4 велосипедиста высокого класса после предварительной разминки трижды выполняли указанную работу. Интервал отдыха между повторениями был произвольный — до появления субъективной готовности к повторной работе. Полученные результаты показали хорошую воспроизводимость всех регистрируемых в тесте показателей.

На II этапе изучалась зависимость значений показателей, характеризующих различные стороны скоростных возможностей, от специализации велосипедистов. Исследования проводились на 15 велосипедистах высокого класса (мастера спорта СССР, кандидаты в мастера спорта СССР), специализирующихся в спринтерских гонках (5 чел.), в гонках преследования (5 чел.) и в шоссейных гонках (5 чел.). Все испытуемые прошли обследования в период непосредственной предсоревновательной подготовки. Полученные результаты представлены в табл. 1.

Из таблицы 1 видно, что значения показателей скоростных возможностей существенно зависят от спортивной специализации. Наибольший объем работы за 15 сек. выполнили спринтеры (в среднем 1378 кпм), наименьший — шоссейники (в среднем 1288 кпм).

Иные отношения обнаруживаются в показателях, характеризующих скоростную выносливость. Максимальная мощность упражнения начинает снижаться у спринтеров в среднем через 7,6 сек. после начала работы, у преследователей — через 8 сек. и у шоссейников.— через 9 сек.

Таким образом, значения показателей, характеризующих скоростные возможности велосипедистов разных специализаций, существенно различаются. Спринтеры быстрее набирают максимальную мощность (скорость), и значения этой мощности у них более высокие. Следовательно, в процессе их тренировки внимание в первую очередь должно уделяться именно этим сторонам скоростных возможностей.

На III этапе изучалась возможность применения теста для контроля за изменением скоростных возможностей велосипедистов в течение длительного периода тренировки. Под наблюдением находились 3 группы велосипедистов разной специализации (спринтеры, преследователи и шоссейники) по 5 спортсменов в каждой.

Все испытуемые в период с 20 апреля по 20 октября трижды проходили обследования. Полученные результаты представлены в табл. 2. Из табл. 2 видно, что значения показателей, характеризующих скоростные возможности, за указанный период претерпевают заметные изменения: у спортсменов всех трех групп увеличилась суммарная работа за 15 сек., способность быстро набирать скорость и некоторые другие показатели.

Степень улучшения различных показателей зависела от специализации велосипедиста. У спринтеров в наибольшей мере улучшилась способность набирать скорость, у шоссейников — показатель скоростной выносливости.

При последнем обследовании было обнаружено некоторое ухудшение практически всех показателей у спортсменов всех 3 групп. Это представляется вполне закономерным, так как к концу соревновательного периода у всех находившихся под наблюдением велосипедистов произошло ухудшение спортивных результатов.

Таким образом, применение теста с 15-секундной работой на велоэргометре максимальной интенсивности и расчет кинетических показателей работоспособности позволяют получить дифференцированную оценку скоростных возможностей спортсмена. Данная методика может быть применена при длительных динамических наблюдениях для контроля за изменением скоростных возможностей и эффективностью используемых тренировочных средств.

                                               В. Н. Черемисинов, кандидат биологических наук,
                                               Ю. Г. Крылатых, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК