Контроль за скоростными возможностями велосипедистов

Страницы: 1 2

В общей системе факторов, определяющих спортивное мастерство велосипедистов, скоростные возможности занимают одно из важных мест. Сказанное имеет отношение не только к спринтерам, у которых спортивный результат, по существу, определяется скоростными возможностями. Они важны для всех велосипедистов во время стартового разгона, финиширования, ускорений на дистанции и т. п.

Известно, что скоростные возможности слагаются из способности к быстрому набору скорости; уровня максимальной скорости; способности к поддержанию максимальной скорости и способности противостоять утомлению, возникающему при работе (Н. И. Волков, В. И. Лапин, 1971).

Данные, полученные в легкой атлетике, свидетельствуют о том, что эти стороны скоростных возможностей слабо связаны между собой. Иначе говоря, упражнения скоростного характера, различные средства и методы скоростной направленности оказывают на эти качества различное воздействие.

Для рационального построения спортивной тренировки, направленной на совершенствование скоростных качеств, тренеру необходимо знать, какие стороны скоростных возможностей имеют предпочтительное значение для велосипедистов разных специальностей, какие средства и методы тренировки оказывают на них преимущественное воздействие. Необходимо также уметь контролировать совершенствование этих сторон скоростных возможностей в процессе тренировки, чтобы оценить ее эффективность.

Для решения поставленной задачи нами был применен и апробирован в практике велосипедного спорта сравнительно простой метод, дающий дифференцированную количественную оценку различных сторон скоростных возможностей велосипедистов.

Упражнения максимальной интенсивности обеспечиваются энергией преимущественно за счет так называемого креатинфосфокиназного механизма (Р. Маргариа, Д. Церретелли, 1964; Р. Маргариа, 1966), который может быстро поставить наибольшее (в единицу времени) количество энергии для обеспечения мышечной работы. Однако общее количество энергии, которое может быть освобождено в этом процессе, невелико. Ее хватает на 6—8 сек. работы с максимальной интенсивностью, после чего скорость освобождения энергии в этом процессе начинает быстро снижаться, снижается и интенсивность работы, так как другие механизмы энергообеспечения не успевают к этому времени полностью выключиться. К тому же их мощность (количество поставляемой в единицу времени энергии) ниже, чем у креатинфосфокиназного механизма.

Исходя из этого, в качестве тестирующей нагрузки мы выбрали 15-секундную работу на велоэргометре с отягощением 5 кп. Испытуемым давалось задание максимально быстро достичь наивысшей частоты педалирования и удерживать ее возможно большее время. Заданная продолжительность работы с нагрузкой 5 кп обеспечивала возможность оценить не только способность набирать и удерживать максимальную мощность, но и скорость падения работоспособности (количественно). При педалировании в максимальном темпе с меньшим отягощением продолжительность работы с максимальной интенсивностью очень часто превышала 15 сек. Увеличение же отягощения до 6 кп приводило к столь быстрому утомлению, что невозможно было рассчитать показатели, характеризующие скоростные возможности. Однако в отдельных случаях у спортсменов очень тяжелого веса нами использовалось отягощение 5,5 кп.

Регистрация частоты педалирования производилась с помощью специального размыкателя или магнитной катушки и чернильнопишущего самописца со скоростью протяжки ленты 25 мм/сек.

Обработка полученных данных производилась следующим образом. Отрезок ленты, на котором фиксировалась запись частоты педалирования, разбивался на 2-секундные участки и подсчитав а лось количество оборотов. С помощью полученных значений строился полулогарифмический график, на ординате которого (логарифмическая шкала) фиксировалось количество оборотов за 2-секундный отрезок времени, или развиваемая мощность (в кпм/мин), а на абсциссе (линейная шкала) — время работы в секундах (см. рисунок). Расчет показателей скоростных возможностей проводился непосредственно на полученном графике аналогично способу, описанному Н. И. Волковым и В. И. Лапиным (1971).