Зависимость между темпом педалирования и нагрузкой на велоэргометре
Страницы: 1 2Коэффициенты уравнений регрессии различны для общей группы, группы спринтеров и стайеров. Поскольку экспоненциальная функция более точно аппроксимирует исследуемые соотношения и лучше поддается интерпретации, приведем сравнительную оценку полученных коэффициентов.
Коэффициент в может рассматриваться как показатель, характеризующий скорость снижения темпа педалирования с увеличением относительной нагрузки. Наибольшая скорость снижения наблюдается в группе спринтеров, хотя максимальные значения частоты педалирования у них значительно выше, особенно в тестах с минимальной и максимальной нагрузкой.
Велосипедисты-стайеры обладают меньшей по сравнению со спринтерами частотой педалирования и соответственно меньшей скоростью снижения темпа с увеличением нагрузки.
При рассмотрении результатов, показанных велосипедистами различной специализации и квалификации в тестах продолжительностью 15 с с различными отягощениями (табл. 2), можно отметить, что наибольшие различия в количестве оборотов, выполненных за указанное время, у велосипедистов — спринтеров я стайеров наблюдаются при минимальной нагрузке. Очевидно, что именно этот тест должен быть решающим при определении спортивной специализации велосипедистов.
Результаты тестирования по комплексу тестов продолжительностью 15 с для велосипедистов различной квалификации, представленные в табл. 2, можно принять за нормативные при оценке скоростно-силовой подготовленности спортсменов отмеченных разрядов.
Для полноты оценки скоростно-силовой подготовленности велосипедистов были рассчитаны коэффициенты корреляции между количеством оборотов, выполненных в тестах с различным отягощением, и спортивными результатами на дистанциях 200, 1000, 4000 м на треке и 25 км на шоссе. Оказалось, что наиболее тесные корреляционные связи спортивных результатов с тестом на протяжении всей дистанции у спринтеров наблюдались с нагрузкой 5 кп, а у стайеров — с нагрузкой 4 кп. Несомненно, что данное явление необходимо учитывать при тестировании велосипедистов различной специализации.
Таким образом, на основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Тестирование скоростно-силовой подготовленности следует проводить с учетом спортивной специализации велосипедистов. Для велосипедистов-спринтеров целесообразно использовать отягощение 5 кп, а для стайеров — 4 кп в тесте продолжительностью 15 с.
2. Поскольку соотношение «темп педалирования — нагрузка» описывается определенной математической функцией (экспотенциальной), то по имеющимся результатам в любом аналогичном тесте могут быть рассчитаны индивидуальные уравнения, используя которые можно определить частоту педалирования при любой нагрузке на всем диапазоне измерений.
3. Предложенная нормативная таблица может быть использована в спортивной практике для оценки скоростно-силовой подготовленности велосипедистов различной квалификации.
С. Б. Беляев,
С. М. Гордон, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК