Содержание тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки велосипедистов-шоссейников

Страницы: 1 2

Педагогический эксперимент проводился в два этапа. На первом из них обе группы тренировались по общепринятой методике. Результаты всех гонщиков улучшились. При этом увеличились также показатели функционального состояния и физической подготовленности спортсменов, а именно: время трех оборотов шатуна в среднем сократилось на 0,03 с; результат в гите на 200 м с ходу улучшился на 0,48 с; время преодоления горного участка 200-метровой дистанции сократилось на 0,84 с; уровень МПК повысился на 3,1 мл/кг/мин. Улучшился также на 31 с результат в индивидуальной гонке с раздельным стартом на 25 км. При этом средние результаты опытной и контрольной групп существенно не отличались. Это логично, ибо обе группы тренировались по одной методике и практически с одинаковой тренировочной нагрузкой.

В течение следующего годичного цикла подготовки был проведен основной эксперимент. В этом случае отдельные параметры тренировочной нагрузки существенно различались у испытуемых опытной и контрольной групп (соответствующая тренировочная программа представлена в табл. 1).

Как видно из табл. 1, общий объем специальной нагрузки в двух группах был относительно одинаковым (в контрольной группе — 20 010 км, в экспериментальной группе — 20 060 км). Этот объем был большим, чем в предыдущем году, соответственно на 2133 км и 2183 км. Распределение нагрузок у спортсменов контрольной группы дублировало предыдущий годичный цикл. Количество тренировочных дней, а также число тренировочных занятий, соревнований и стартов были одинаковыми у испытуемых опытной и контрольной групп. Основное различие тренировочных программ было в том, что интенсивная нагрузка в годичном цикле распределялась более равномерно в опытной группе по сравнению с контрольной. При этом объем интенсивных упражнений в ноябре — январе у спортсменов опытной группы составлял соответственно 80 км, 100 и 200 км, а велосипедисты контрольной группы такой нагрузки не выполняли вообще, им задавались нагрузки аэробного характера (см. табл. 1).

Сопоставление результатов обследования свидетельствует о том, что велосипедисты опытной группы по окончании годичного цикла тренировки достигли более высокого уровня специальной подготовленности по сравнению со спортсменами контрольной группы (табл. 2).

Гонщики опытной группы продемонстрировали более высокие спортивные результаты главным образом на ответственных соревнованиях в течение соревновательного периода экспериментального годичного цикла подготовки.

Наши исследования позволяют сделать следующие методические заключения.

Постепенное увеличение тренировочных нагрузок на первом этапе подготовительного периода методически оправдано. При этом не менее 75—85% специфических упражнений должны выполняться в аэробном режиме (см. объемы умеренной и восстановительной нагрузки в табл. 1). Однако при этом нет достаточных оснований в этот период исключать нагрузки анаэробного характера (в табл. 1 они представлены как силовой, интенсивный и соревновательный режимы). В исследовании
использовались интенсивные нагрузки, однако силовая работа и соревнования не проводились. Объем интенсивной работы на рассматриваемом этапе может достигать 15—25% от общей нагрузки.

Не исключено, что на первом этапе подготовительного периода перспективно выполнение не только интенсивной, но и силовой работы, а также участие в соревнованиях. Об этом, в частности, свидетельствует опыт некоторых велосипедистов-шоссейников высокой квалификации, тренирующихся с интенсивными нагрузками на треке, выступающих на соревнованиях и выполняющих интенсивную силовую работу на тренажерах.