Содержание тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки велосипедистов-шоссейников

Страницы: 1 2

В настоящее время в тренировочном процессе велосипедистов средней квалификации (1 разряд — кандидат в мастера спорта), преодолевающих за год 17 000—21 000 км тренировочных и соревновательных нагрузок и имеющих максимальное потребление кислорода (МПК) — 4,7—4,9 л/мин, сложилось следующее распределение нагрузок в годичном цикле подготовки:
—       практически полное отсутствие интенсивных тренировочных нагрузок, а также соревнований на первом этапе подготовительного периода (декабрь — январь);
—       незначительный объем интенсивных нагрузок в феврале (2—5% от общего километража, преодолеваемого в этот период);
—       значительное увеличение интенсивных нагрузок с марта по октябрь с волнообразной динамикой и с разными вариантами соотношений упражнений различной мощности.
Указанное распределение тренировочных нагрузок высокой и низкой интенсивности, характерное для велосипедного спорта, совпадает с общетеоретическими установками. Как правило, во всех циклических видах спорта на первом этапе подготовительного периода рекомендуются нагрузки аэробного характера и подчеркивается бесперспективность выполнения упражнений с интенсивностью, относимой к зонам анаэробного энергетического обеспечения (Н. Г. Озолин, Л. П. Матвеев, В. Н. Платонов).
Исходя из некоторых предпосылок, можно усомниться в существующей практике исключения анаэробных нагрузок в подготовительном периоде в течение 2—2,5 месяца. Не ясно, какие факторы и аргументы обусловливают «оберегание» велосипедистов от тех воздействий, которые организм спортсмена испытывает при выполнении мышечной работы со значительной активацией анаэробного обмена. Эти сомнения подкрепляются опытом отдельных гонщиков, которые использовали на начальном этапе подготовительного периода в небольшом объеме интенсивные анаэробные нагрузки и показывали в годичном цикле неплохие результаты.
Указанные факты предопределили необходимость постановки специального исследования.
В течение двух лет (сезоны 1981/82 г. и 1982/83 г.) мы проводили педагогический эксперимент, в котором приняли участие 24 велосипедиста. На начальном этапе исследования испытуемые были представлены двумя мастерами спорта СССР, 14 кандидатами в мастера и 8 спортсменами I разряда. По методу сопряженных пар спортсмены были распределены на экспериментальную (опытную) и контрольную группы. Обе группы тренировал один тренер. Ежегодно испытуемые тестировались по три раза: первый раз в начале сезона, второй — в середине сезона и третий — за 2 недели перед окончанием сезона.
В каждом сеансе обследования определялись следующие показатели.
В условиях лаборатории при работе на велостанке определялось время трех оборотов шатуна при достижении максимального темпа, при этом использовалось специальное устройство с электронным секундомером. Измерялось максимальное потребление кислорода при работе на велоэргометре, в тесте со ступенчатой нагрузкой и определением состава выдыхаемого воздуха на газоанализаторе Холдена.
В тренировочной обстановке определялось время преодоления с места 200-метрового отрезка горной трассы с перепадом высоты от старта до финиша 80 м, и время, показанное в гите на 200 м с ходу на ровном участке шоссе. Кроме того, фиксировались результаты индивидуальной гонки на 25 км в условиях преодоления стандартной трассы.
На протяжении всего педагогического эксперимента ежемесячно сопоставлялись запланированные и выполняемые тренировочные и соревновательные нагрузки, параметры которых представлены в табл. 1.