Индивидуализация скоростно-силовой тренировки велосипедистов-спринтеров

Страницы: 1 2

Перед нами была поставлена задача разработать методику тренировки отстающих факторов скоростно-силовой подготовленности велосипедистов-спринтеров на основе использования специального велотренажера с меняющейся величиной сопротивления и длиной шатунов.
Исследование проведено на 34 велосипедистах I разряда и кандидатах в мастера спорта, специализирующихся в спринтерских гонках и гите с места на 1 км на треке. Эксперимент проводился в течение 24 дней на велотреке в Крылатском. До начала эксперимента у всех испытуемых были зарегистрированы результаты на дистанциях 200 м с ходу и 1000 м с места (табл. 1). Спортсмены прошли также специальное тестирование для оценки уровня развития ведущих факторов скоростно-силовой подготовленности.
При специальном тестировании испытуемые выполняли стартовое ускорение на велоэргометре, снабженном порошковым тормозом, дающим возможность менять сопротивление в широком диапазоне. Метод измерения ведущих факторов скоростно-силовой подготовленности описан ранее (Велосипедный спорт: Ежегодник, 1981, с. 47). В результате тестирования для каждого испытуемого были получены оценки уровня развития трех факторов (качеств): I—способность к достижению высокого темпа движений; II динамическая сила мышц нижних конечностей, III— скорость одиночного ненагруженного движения (скорость сокращения мышц).
По результатам тестирования испытуемые были разделены на три экспериментальные и одну контрольную группы. В первую группу вошли спортсмены (n=10), у которых способность к достижению высокого темпа движений была на относительно более низком уровне. Во второй группе (n=8) отстающим фактором была динамическая сила мышц нижних конечностей, а в третьей (n=6) скорость одиночного ненагруженного движения. Остальные десять человек составили контрольную группу. Средние арифметические значения по факторам в нормированных отклонениях от общего среднего и стандартные отклонения для каждой из групп представлены в табл. 2.
За 24 дня контрольная группа провела на треке 37 тренировок, а экспериментальные — по 35, затратив в обшей сложности соответственно по 61 и 59 ч. По 18 ч в каждой группе было отведено на ОФП, из которых контрольная группа затратила 7 ч на тренировку со штангой. Спортсмены из экспериментальной группы тренировались на велотренажере по 1 часу в течение 10 дней. Первая группа использовала укороченную длину шатунов (155 мм).
Педалирование осуществлялось с высокой и максимальной интенсивностью при минимальном (1,5 кг) и малом (5 кг) сопротивлениях велотренажера. Предполагалось, что в условиях, когда достигается повышенная частота педалирования, происходит быстрая смена процессов возбуждения и торможения в ЦНС, что положительно влияет на способность к достижению высокого темпа движений. На тренировках спортсмены выполняли ускорение от 8 до 130 оборотов, сериями, с регистрацией времени. При выполнении 8 оборотов с места и с ходу регистрировалось время первого, третьего и шестого оборотов. При 130 оборотах — время первых и последних 26 оборотов и общее время, при ускорении в 26 оборотов — общее время. Срочная информация, позволяющая судить о результатах педалирования, вызывала у спортсменов повышенный интерес к проведению подобных тренировок.
Вторая группа, у которой отстающим фактором (качеством) была динамическая сила мышц нижних конечностей, проводила тренировки на велотренажере с длиной шатунов 170 мм. Выполнялись ускорения от 1 до 26 оборотов. Для проявления значительной динамической силы использовались сопротивления, где требовалось применить усилия 30—70 кг.
Третья экспериментальная группа тренировалась на велотренажере с длиной шатунов 185 см. Величина сопротивления и характер построения тренировки здесь были такими же, как и в первой экспериментальной группе. Предполагалось, что повышенная амплитуда движений при максимальной их скорости должна способствовать повышению скорости одиночного ненагруженного движения.