Курс — высшее мастерство

Страницы: 1 2

Современное высшее учебное заведение — «хозяйство» сложное, многогранное. В нашем Омском государственном институте физической культуры, например, сейчас обучаются более четырех тысяч юношей и девушек. Функционируют три факультета, школа тренеров, дневное и заочное подготовительные отделения.

Наряду с главной задачей — подготовкой будущих специалистов, вооруженных знаниями марксистско-ленинской теории, в совершенстве освоивших знания и практические навыки своей профессии, профессорско-преподавательскому составу нашего института приходится решать и другие вопросы, которые со всей очевидностью выдвигаются жизнью. К ним следует отнести проблемы высшего спортивного мастерства, о которых я и хочу поговорить в этой статье.

В самом деле, каким быть физкультурному учебному заведению сегодня? Способен ли многочисленный коллектив преподавателей и ученых решать одновременно задачи подготовки высококвалифицированных специалистов и спортсменов высокого -класса?

Такой вопрос не раз стоял на повестке дня нашего ученого совета. «Институт, — утверждали некоторые из моих коллег, — призван решать главную задачу — готовить преподавателей и тренеров. Можно ли при таких условиях вести подготовку олимпийских резервов? Не скажутся ли отрицательно на их будущей деятельности большие по затрате энергии и времени нагрузки? Студенты нашего института, — доказывали они, — проводят ежедневно шесть часов на академических занятиях, затем 2—3 часа уходят у них на повышение спортивной квалификации. А ведь нужно время и на отдых, и на подготовку. Где уж тут до большого спорта, требующего дополнительно пятичасовой тренировки в день».

Однако опыт многолетней деятельности некоторых кафедр института дает нам основание утверждать, что и в вузе можно с успехом вести работу по подготовке спортсменов высокого класса. Взять, к примеру, кафедру велосипедного спорта. Только за последние четыре года ее небольшой коллектив сумел подготовить олимпийского чемпиона Г. Комнатова, чемпионов мира В. Соколова и Э. Раппа, золотых «лауреатов» велогонки Мира Ю. Осинцева и Р. Шарафуллина, победителей труднейших международных гонок братьев Ивана и Виктора Скосыревых, В. Саблунова, более 20 чемпионов СССР и 50 чемпионов Российской Федерации.

На прошедших финальных стартах VI летней Спартакиады народов СССР, проходивших в Каунасе, за сборный коллектив Российской Федерации, который завоевал максимальное количество зачетных очков, выступали только спортсмены из Омска: Г. Комнатов, братья Скосыревы и Р. Шарафуллин.

Конечно, подобный успех пришел не сразу. Понадобились долгие годы, прежде чем о наших студентах узнал спортивный мир. И все это время дружный коллектив кафедры, возглавляемый заслуженным тренером РСФСР В. И. Силивановичем, вел большую, поистине титаническую работу.

Основатель нашей велосипедной школы, прекрасный тренер и педагог, доцент Леонид Иванович Живодеров сам закончил наш вуз. Вместе со своими товарищами он долгие годы решал сложные задачи. Ведь нужно было создать материальную базу, найти оптимальный режим сочетания учебы студентов с тренировками, перестроить методику подготовки гонщиков применительно к сибирским условиям.

В 1967 г. была организована кафедра велосипедного спорта. И вот тут-то выяснилось, что физкультурный вуз без особых материальных затрат может решать все основные вопросы, обусловливающие рост высшего спортивного мастерства: политико-воспитательную работу, учебу, спортивно-технические проблемы, медицинское наблюдение, научный контроль. И все это в целом, комплексно, как говорят, не выходя за пределы одного дома.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что по сравнению даже с крупнейшими коллективами физкультуры наш институт в решении целого ряда проблем высшего спортивного мастерства имеет немало преимуществ. И самое главное, по-моему, заключается в том, что тренеры, преподаватели имеют возможность почти ежедневно и ежечасно вести наблюдения за своими воспитанниками, быть все время в курсе их общественных и личных дел. А это очень важно.

Вместе с тем мне бы хотелось отметить то обстоятельство, что вместе с ростом мастерства наших ведущих спортсменов, благодаря заботе ректората, партийной и всех общественных организаций института постоянно растет профессиональное мастерство наших преподавателей и тренеров. Это — взаимообразный процесс познания человеческих характеров, вытекающих из творческого общения учителей и учеников.

Из восьми сотрудников кафедры велосипедного спорта трое, а именно: Л. И. Живодеров, Г. Н. Павлухин и А. В. Стромов — носят высокое звание заслуженных тренеров СССР, еще четверо — заслуженных тренеров РСФСР.

Три года назад все мы восхищались высоким мастерством чемпиона мира Владимира Соколова. Ныне же Владимир Михайлович — преподаватель института. Он работает с первокурсниками и уже добился определенных успехов в новой для себя роли. В прошлом году, например, велосипедисты 16-й учебной группы, которых он тренирует, выиграли всесоюзную многодневную гонку и стали чемпионами СССР среди молодежи. А ведь омичи обыграли сборные команды таких ведущих спортивных обществ страны, как «Динамо», «Спартак», «Труд», «Локомотив», сборную команду армейцев.

Особенно приятен тот факт, что уже сегодня из среды учеников Л. И. Живодерова и его коллег выдвигаются молодые способные тренеры. Наш бывший студент В. Михайлов, чемпион страны 1971 г., ныне стал наставником сборной команды Таджикистана, удостоился высокого звания заслуженного тренера этой республики. Успешно трудится на посту председателя тренерского совета Ростовской области А. Байрам. И таких примеров более чем достаточно.