Средства и методы психологической подготовки велосипедистов-шоссейников в зимний период

Страницы: 1 2

Интересно отметить, что субъективно воспринимаемое замедление скорости движения дороги при увеличении размера изображения на экране вызывало у велосипедистов ощущение «эффекта участия». Вначале у испытуемых появлялось желание «ехать» по дороге, изображенной на экране, а затем по мере увеличения размера изображения возникало ощущение, что скорость педалирования на велостанке соответствует скорости движения дороги. И несмотря на то что скорость педалирования на велостанке не совпадала с истинной скоростью дороги (это обусловлено типом передачи, применяемой в исследовании, уровнем подготовленности испытуемых, их спортивной формой и др.), «эффект участия» наблюдался у большинства испытуемых.

При появлении на экране едущего навстречу автомобиля многие испытуемые пытались свернуть вправо, уступая дорогу транспорту точно так же, как они это делали в естественных условиях. И некоторым из них приходилось начинать работу на велостанке сначала.

Весьма характерной была реакция испытуемых на тесты «гонщики впереди» и «командная гонка». Несмотря на то что спортсмены ехали по дороге с небольшой скоростью: 20 км 930 м и 24 км 658 м, большинство испытуемых развивали на велостанке более высокую скорость (табл. 3).

Опрос показал, что почти все велосипедисты, принимавшие участие в данном тесте, стремились «достать гонщиков, ехавших по дороге на экране». Кроме того, было отмечено, что испытуемые не остаются безразличными к содержанию кадров, изображенных на экране. Чем специфичнее сюжет, показываемый на экране («встречный автомобиль», «гонщики впереди», «обгон гонщиков», «командная гонка» и др.), тем ярче проявляется у спортсменов «эффект участия» и тем, вероятно, выше коэффициент полезного действия предложенной методики. Главное в методике заключается в том, чтобы приблизить работу на велостанке к естественным условиям езды спортсменов на шоссе.

Небезынтересно было выяснить влияние цвета на точность воспроизведения спортсменами скорости. Для этого участок трассы был заснят двумя спаренными кинокамерами «Красногорск» на черно-белую и цветную обращаемые кинопленки. Полученные таким образом кинокольцовки воспроизводили на экране одинаковые по содержанию и скорости изображения, но различные по цвету. Данные исследований приводятся в табл. 4. Хотя различия статистически незначимы, эмоциональное воздействие цветного изображения, по заявлению испытуемых, значительно эффективнее.

Таким образом, проведенные исследования показывают, что действия испытуемых в экспериментальных ситуациях основываются на тех психологических феноменах, которые формируются в процессе езды на шоссе. Методика позволяет не только выявлять специализированное восприятие «чувство скорости», но и активизировать его проявление. Следовательно, методический прием выявления (и измерения) специализированного восприятия становится также средством его развития. Активизируя психику спортсмена, приводимая методика позволяет в какой-то мере приблизить к естественным условиям езды на шоссе, устраняя, таким образом, неблагоприятное воздействие монотонной работы.

Несомненное достоинство рекомендуемой методики — это возможность велосипедистов знакомиться с особенностями трассы соревнований любого масштаба (республиканских, всесоюзных, международных и др.) еще задолго до их начала, внося соответствующие коррективы в тактику будущей гонки.

                                                                                                 В. А. Коваленко, Киев