Средства и методы психологической подготовки велосипедистов-шоссейников в зимний период

Страницы: 1 2

Психологическая подготовка велосипедистов-шоссейников в зимний период приобретает особую актуальность в связи со спецификой тренировочных средств, применяемых в это время. Активное использование велостанка в процессе занятий позволяет поддерживать на определенном уровне специфическую работоспособность велосипедиста, совершенствовать технические элементы езды и функциональную подготовленность спортсмена в целом. Однако при относительной загруженности основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) психика спортсмена почти выключена, и не на одно-два занятия, а на три-четыре месяца. Особенно это касается зрительного анализатора, дающего до 80—90% всей информации об окружающей спортсмена среде. В результате однообразия тренировок на велостанке у спортсмена может возникнуть состояние монотонии, которое сопровождается апатией, скукой и другими психофизиологическими изменениями (Н. П. Фетискин, 1973). Это затрудняет подготовку не только спортсменов высокой квалификации, но и спортсменов-юношей, у которых еще не выработано умение преодолевать большие физические напряжения, а отношение к занятиям строится в основном на эмоциональной заинтересованности.
Предлагаемая методика активизации зрительных восприятий и ощущений не только устранит состояние монотонии при работе на велостанке, но явится также средством развития у велосипедистов-шоссейников специализированного восприятия «чувства скорости».
Суть методики заключается в том, что спортсменам показывают на экране с помощью кинопроектора («Каштан», «Школьник», КПЗЛ-З и др.) движущуюся на зрителей дорогу с заранее известной скоростью. Задача велосипедистов — визуально определить скорость движения и воспроизвести ее на велостанке. Разница между истинной скоростью движения дороги и визуально определяемой или воспроизводимой на велостанке — один из показателей специализированного восприятия «чувства скорости» у велосипедистов.
Для получения кинопленки с точно известной скоростью, необходимо, чтобы съемка шоссейной трассы производилась с движущегося автомобиля или мотоцикла (кинокамера «Красногорск», 16 мм) при частоте съемки 32 кадра в 1 сек. При этом фиксируются полный отрезок дистанции и время его прохождения. Кинопленка имеет частоту движения 16 кадров в 1 сек. На экране получается изображение дороги, скорость движения которой в два раза ниже скорости движения автомобиля, откуда велась киносъемка.
Ускоренная съемка и замедленная проекция позволяют уменьшить неприятные для глаза колебания изображения на экране. Обладает ли предложенная методика достаточной валидностью? Способствует ли она решению тех задач, которые поставлены выше? Для ответа на эти вопросы нами проведен ряд
исследований. Первоначально необходимо было выяснить, соответствует ли предложенная методика уровню подготовленности и квалификации велосипедистов. Для этого перед спортсменами различной квалификации ставилась задача — визуально определить на экране скорости движения дороги на отрезках: 18 км 950 м; 36 км; 12 км 860 м; 29 км; 54 км и 43 км 500 м (в различной последовательности). В исследовании принимали участие велосипедисты-шоссейники сборной команды страны (n=18); 1-я группа, куда входили мастера спорта, кандидаты в мастера спорта и спортсмены I разряда (n=19), и 2-я группа, состоявшая из велосипедистов низкой квалификации — III разряда (n=21).
В табл. 1 представлены данные исследований, которые позволяют сделать вывод о том, что точность визуального определения скорости движущейся на экране дороги тем выше, чем выше квалификация спортсменов.
Важно было также выяснить, какая величина изображения кадра будет наилучшей. С этой целью на экране были показаны две движущиеся дороги со скоростью соответственно 21 км 685 м и 36 км в час и имеющие различную по ширине величину изображения: 1,5 м; 1 м; 2,5 м; 0,5 м и 2 м. Высота изображения кадра составляет около 70% его ширины. Расстояние от испытуемого до экрана 4 м (см. рисунок).
В табл. 2 приводятся результаты, показанные спортсменами различной квалификации (n=23) на велостанке.