Уход за велосипедом и ремонт

Велосипед — техническое устройство, требующее ухода и периодической замены изношенных или сломанных деталей. При покупке велосипеда прилагается достаточно подробная инструкция по его эксплуатации. Много полезных сведений и советов можно найти в следующих книгах: Юнкер Д. и др. Велосипедный спорт. М.: Физкультура и спорт, 1982; Булгаков А. A, Велосипедный туризм для всех. М.: Профиздат, 1984; Красников А. А. Велосипед — для здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1970; Юсин А. А. Я купил велосипед. М.: Молодая гвардия, 1984; Пустовалов В. И. и др. Справочник велосипедиста. Харьков: Прапор, 1976.

Каждый велотурист должен уметь квалифицированно устранять основные неисправности в своей машине. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо иметь ремонтный набор из запасных узлов и деталей, более всего подверженных износу и поломкам. В сложных велопоходах необходимо иметь наиболее полный ремнабор, так как это определяет автономность движения группы.

В зависимости от числа участников, района похода, сложности маршрута, типа используемых велосипедов меняются запасные части и их количество. В табл. 1 приводится список ремнабора для спортивно-туристских велосипедов маршрута средней протяженности (600 км — левая колонка) и маршрута дальнего (свыше 800 км — правая колонка). Список запчастей для многодневных некатегорийных походов можно составить из перечня для велопоходов I—III к. с.

Непременной составной частью ремнабора являются также тюбики с резиновым и эпоксидным клеем (или клеем «Момент»), флакончики (на 50—100 мл) с жидким (машинным) маслом и густой смазкой (солидол, ЦИАТИМ и др.).

Запасные камеры в сложном велопоходе комплектуются из расчета 1 камера на 1 человека (велосипеды дорожные и спортивно-туристские), либо 1 однотрубка на 200—300 км асфальтовых дорог, либо 1 двойная трубка на 1000 км. Масса камеры — 0,2 кг, покрышки — 0,7 кг, однотрубки — 0,2—0,4 кг, двойной трубки — 0,7 — 0,8 кг.

Запасные спицы (с ниппелями) в ремнаборе могут быть двух типоразмеров (0 2,0 мм): длиной 209 мм — для переднего колеса и (в большем количестве) длиной 296 мм — для заднего. Заметим, что при подготовке к сложным походам часто делают переспицовку колес, устанавливая более толстые спицы (0 2,2 мм) от дорожного велосипеда (299 мм для переднего и 294 мм для заднего колес).

Перечень запчастей для дорожного велосипеда отличается от приведенного в табл. 1 отсутствием деталей трещотки, переключателя передач и заднего тормоза, но наличием тормозной втулки (в сборе) и деталей втулки заднего колеса.

Таблица 1. Технический ремнабор (на группу из 6 человек)
Наименование деталей и узлов Количество, шт.
на поход I—III к. с. на поход IV-V к. с.
Камера запасная*
Покрышка запасная
Спицы с ниппелями
Ось переднего колеса с конусами
Ось заднего колеса с конусами
Ось педали правая
Ось педали левая
Клин шатуна *
Колодки тормозные *
Собачка трещотки *
Пружинка к собачке *
Трос с ниппелем заднего тормоза
Трос с ниппелем переднего тормоза
Веловыжимка
Переключатель передач задний (в сборе)
Ключи двусторонние (№ 7—17)
Шарикоподшипники (в сепараторах и россыпью)
Винты, болты, гайки
Туклипс с ремешком
Болт подседельный с гайкой М8Х1 .

Пассатижи
Замок седла, 2 шайбы с насечкой, ось
Гайка-колпачок педали
Напильник трехгранный
Отрезок обода (на 4 спицы) или накладки
Пинцет

4

20—30
1
1
1
1
2—4
2—4
2—4
4
1
1
1

1 компл.

1 компл.

1 компл.

1
1
1
1 компл.

1
1
1
1

6
1
60
1
1
1
1
4
8
6
8
2
1
1
1
1 компл.

1 компл.

1 компл.

2
2
1
1 компл.

2
1
2
1

Примечание. Звездочкой в перечне отмечен ряд запасных частей, необходимых и для успешного проведения походов выходного дня.