Какие бывают велосипеды

Велосипед является верным помощником человека, постоянным спутником его жизни, начиная с раннего детства и кончая глубокой старостью.
Велосипеды бывают самых различных размеров и конструкций: маленькие, большие, трехколесные, двухколесные. Некоторые трехколесные велосипеды напоминают нам первые велосипеды. У них шатуны расположены на оси переднего колеса, а два задних колесика хорошо поддерживают равновесие. На ободах этих велосипедов надеты литые шины, которые устанавливались на «Пауках» еще в конце прошлого века. У других трехколесных велосипедов имеется уже цепная передача от шатунов к заднему колесу — более позднее изобретение конструкторской мысли. Велосипеды по своему назначению делятся на ряд самостоятельных групп.
Дети пользуются трехколесными и двухколесными маленькими велосипедами. Есть подростковые велосипеды, к услугам взрослых — дорожные велосипеды.
Облегченные дорожные велосипеды с бестормозными втулками необходимы тем, кто любит дальние прогулки, кто чаще других прибегает к помощи стального коня.
Легкодорожные велосипеды — это шаг к спорту, шаг к туризму, шаг к скорости.
Для спортсменов-гонщиков — охотников за секундами — особые спортивные велосипеды — шоссейные и трековые.
Существуют, кроме того, и велосипеды специального назначения: почтовые, железнодорожные, для работы в шахтах...
У нас в стране велосипеды производятся на многих заводах в Харькове, Пензе, Перми, Жуковке, Риге, Ленинакане, Шауляе.
Эти машины отличаются совершенной конструкцией с современной передовой технологией производства.
Познакомимся поближе с различными моделями велосипедов.
В Ленинакане делают велосипед КД-2; этот маленький велосипед является первой машиной, которая входит в жизнь человека. На таком велосипеде дети проходят первые метры того огромного пути, который предстоит им проделать на разных велосипедах, по разным дорогам. Этот велосипед может превращаться и в трехколесный. Они предназначены для детей 3—4 лет. Буквы «К» и «Д» обозначают «комбинированный» «детский». Инженеры, создавшие велосипед КД-2, придумали такую конструкцию велосипеда, которая позволяет через год-два после того, как будущий велосипедист начал кататься на трехколесном велосипеде, перестроить его в двухколесный.
Как и всякий велосипед, КД-2 состоит из рамы с вилкой, колес, руля, седла и передающего механизма. Рама делается оригинальной конструкции и состоит из двойных стальных изогнутых труб, что позволяет перестраивать велосипед с двухколесного на трехколесный и обратно.
Если младший брат или сестра научились ходить, то им уже пора давать трехколесный велосипед, для этого сзади на цепные перья рамы ставится специальная скоба, в которую пропускается ось с двумя колесами. В середине оси укреплена ведомая зубчатка для приведения в движение велосипеда при помощи педалей, передающих
усилие через цепь заднему колесу. Этот велосипед очень устойчив, он безопасен для самых маленьких велосипедистов. Руль и седло могут подниматься и опускаться в зависимости от роста мальчика или девочки, длины их рук и ног.
Для того, чтобы перестроить этот велосипед в двухколесный, надо снять скобу, вынуть ось и между цепными перьями рамы вставить одно из задних колес. Вся перестройка займет 15 минут. И перед вами настоящий двухколесный велосипед. Правда, шины у него еще не надувные. Вес трехколесного велосипеда — 8 кг, двухколесного — всего 6 кг.
На таком велосипеде можно кататься лет до 8. За это время можно внимательно присмотреться к своему другу. У него много деталей таких же, какие придется впоследствии встретить на велосипедах для взрослых. Колеса со спицами и ниппелями, их всего 16 на каждом колесе, но зато, поворачивая ниппели ключом, можно, как на большом велосипеде, выправить неожиданное искривление колеса; шатуны с педалями и ведущей зубчаткой для втулочно-роликовой цепи; задняя втулка без свободного хода — прообраз втулки, которую ставят на спортивных трековых велосипедах. Эти маленькие велосипеды очень красивые. Рама, вилка, ободья выкрашены цветной эмалью, а руль, шатуны, ведущая зубчатка — хромированы. К седлу прикреплена сумка с инструментами и масленкой для смазки трущихся деталей.
Ленинаканский велосипедный завод делает еще одну марку велосипеда — В-3. Этот велосипед является промежуточной моделью между детским и подростковым велосипедом и предназначен для детей от 5 до 10 лет. В этом велосипеде очень оригинально решен вопрос увеличения рамы по длине и высоте. Она делается раздвижной и может расти год от года вместе с ростом самого велосипедиста. Этот велосипед длиннее, расстояние между центрами колес, называемых базой, равно 82 см. На колесах поставлено уже по двадцать спиц, и на ободья кадеты настоящие пневматические шины. Втулки переднего и заднего колес имеют шарикоподшипники, что создает легкий ход велосипеда. Вес этого велосипеда немногим более 9 кг.
Самостоятельную семью велосипедов представляют собой подростковые велосипеды, которые делаются на велосипедном заводе в городе Шауляе. Для девочек до 15 лет выпускаются велосипеды «Ласточка» В-82 и В-84М. Эти велосипеды имеют специальную полуоткрытую раму, позволяющую легко садиться на велосипед. По обеим сторонам верхней части заднего колеса натянута предохранительная сетка из цветной пряжи. Для мальчиков до 15 лет изготовляются велосипеды  «Орленок» В-72 и В-74М. Верхняя часть рамы состоит из двойных труб, что делает ее прочной и не особенно тяжелой. База подростковых велосипедов приближается к одному метру. Шины размером 24 дюйма. Вес 13,5 кг.
Велосипеды В-82 и В-72 на заднем колесе имеют тормозную втулку и тормоз на руле, нажимающий на покрышку переднего колеса, а велосипеды модели В-84М и В-74М более легкие на ходу, так как задняя втулка бестормозная и на обоих колесах установлены стремянные тормоза с жесткими тягами. Седла мягкие, на войлочном основании или с пружинным каркасом. Над колесами и над цепью устанавливаются щитки, предохраняющие велосипедиста от грязи. Для большей безопасности при езде в вечернее время на задние щитки велосипеда укрепляются отражатели красного цвета.
Дорожные велосипеды отличаются большой прочностью рамы, колес, надежностью и долговечностью эксплуатации в различных дорожных условиях: по шоссе, на грунтовых и булыжных дорогах. База этих велосипедов длиннее сантиметров на 20 по сравнению с подростковыми. Колеса размером 28 дюймов имеют камеру и покрышку. Над колесами ставятся грязезащитные щитки и задний багажник с пружинной прижимной рамкой. Задняя втулка тормозная со свободным ходом. Для того, чтобы затормозить, надо нажать на педали в обратную сторону.
Это самая распространенная группа велосипедов. Их можно встретить всюду: в жарких песчаных районах Узбекистана и в краях с вечной мерзлотой, на восточных дорогах Приморья и в предгорьях Карпат.
Конструкторская мысль не стоит на месте. Создатели велосипедов подумали и о тех, кто ездит на дорожных велосипедах по дорогам с хорошим покрытием. Они облегчили заднюю втулку и приспособили переключатель — механизм, позволяющий менять соотношение передач. Так появились велосипеды Харьковского велозавода В-113 и Пермского завода В-113 М «Кама». На заднем колесе этих велосипедов стоит трещотка с блоком трех шестерен, имеющих разное количество зубьев. Специальный двухроликовый переключатель цепи позволяет перебрасывать цепь с одной шестерни на другую в зависимости от рельефа дороги. На подъеме для того, чтобы было легче, ставится меньшая передача, т. е. цепь попадает на самую большую шестеренку, а на ровных участках передача увеличивается — цепь попадает на маленькую шестеренку. Тормоза на таких велосипедах ручные, действующие на переднее и заднее колеса.
Легкодорожные велосипеды, выпускаемые Харьковским велозаводом, В-33 и В-34 являются переходной конструкцией от дорожного велосипеда к спортивному. Если вес дорожного велосипеда 16—17 кг, то у легкодорожного вес меньше — 13—14 кг. У этих велосипедов обода облегченные, тормоза такие же, как и у спортивного велосипеда, педали металлические с железными зажимами (туклипсами) и ремешками, позволяющими прочно укреплять ноги на педалях. Руль с глубоким выносом. Легкодорожные велосипеды с успехом используются для туристских путешествий, для езды по укатанным дорогам.
Спортивные велосипеды делают на Харьковском велосипедном заводе. Велосипеды В-551 и В-552 предназначены для шоссейных гонок. Задняя втулка имеет пятиступенчатую трещотку с блоком пяти шестерен, а ведущая кареточная — две шестерни. Следовательно, может быть десять различных отношений передач. Но для того, чтобы перебрасывать сцепы по такой широкой трещотке, применяется особый переключатель цепи, так называемый «параллелограмм нового типа». Чтобы удобнее было менять передачи, рычажки переключения передач укреплены прямо на руле. Под правой рукой рычажок для перебрасывания цепи по трещотке, под левой — по ведущей двойной шестерне. Колеса легкие дюралевые крепятся в вилке и в раме не гайками, а быстродействующими эксцентриками. Снять колесо очень просто. Достаточно повернуть рукоятку эксцентрика, и колесо выпадет из своего гнезда. Это сделано для того, чтобы в гонке можно было, не теряя времени, снять колесо, заменить поврежденную шину, так называемую однотрубку, и быстро поставить колесо на свое место.
Торможение производится специальными ручными тормозами клещевого типа. Тормоз, расположенный на правой стороне руля, действует на переднее колесо, на левой— на заднее. Для быстрой остановки обычно нажимают на оба тормоза.
Педали спортивные, с туклипсами и ремешками. Ноги прочно крепятся к педалям ремешками и благодаря этому во время движения нога никогда не соскочит.
Вес шоссейного гоночного велосипеда — 10 кг.
Велосипеды В-66, В-67 используются только на треке.
Задняя втулка без свободного хода, как у детского трехколесного, тормоза на такой велосипед не устанавливают, и торможение происходит следующим образом: замедляют движения ног и рукой в перчатке нажимают сверху на переднее колесо.
Такой велосипед самый легкий, он весит 9 кг.
У велосипедов специального назначения имеются свои специфические особенности. На велосипедах, предназначенных для перевозки почты, над передним колесом устанавливается большой металлический ящик с отделениями для писем. Колеса у велосипедов для работы в шахте делаются маленькие и имеют бортик, как у колес железнодорожных вагонов, причем, кроме двух колес, двигающихся по одной рельсе, есть еще два колеса, которые для сохранения равновесия идут по другой рельсе. Для удобства пользования велосипед делается складным. Харьковский завод получил благодарность от шахтеров за создание специального велосипеда «Кадиевка».
Если на велосипед установить специальный мотор, то получится моторизованный велосипед. Харьковский велозавод изготовляет моторизованные велосипеды марки В-901. Для большей прочности колеса делаются немного меньшего диаметра, чем у дорожных велосипедов (26 дюймов), точно такие же, какие устанавливались на велосипедах В-14, появившихся в 1946 году на конвейере Харьковского велозавода сразу после Великой Отечественной войны. Рама делается немного ниже, вилка усиливается. На таком велосипеде можно ехать с мотором и просто крутить педали ногами. Для этого имеются две цепные передачи.
Вес велосипеда с моторчиком вырос и стал такой же, как у «Паука», — 27 кг. Тормозить можно и руками и ногами. Торможение достигается педалями и задним ручным тормозом.
Этот велосипед — шаг к мотоциклу. Чтобы хорошо овладеть ездой на нем, нужно не только владеть техникой езды на велосипеде, но и изучить работу бензинового двигателя Д-4, который развивает «мощность» вдвое большую, чем может это сделать сам велосипедист, — 1—1,3 л. с.