Рама велосипеда

Рама велосипеда изготавливается из стальных труб и представляет собою замкнутую конструкцию, которая является основой велосипеда.

Конструкция рамы показана на рис. 7. Трубы, из которых состоит рама, носят следующие названия: головная труба 2, верхняя труба 4, подседельная труба 11, нижняя труба 13, подседельные стойки 6, цепные перья 9. Соединение труб рамы осуществляется стальными узлами с последующей пайкой латунью или, иногда, сваркой. Узлы также имеют каждый свое название: нижний 1 и верхний 3 головные узлы, подседельный узел 5, узел каретки 12.

Наружные узлы изготовляют из листовой стали при помощи штамповки В местах соединения части узла сваривают После этого внутреннюю поверхность узла обрабатывают под наружный диаметр трубы, с которой он должен соединяться.

Нижняя труба несет во время эксплуатации велосипеда самую большую нагрузку, поэтому она должна быть достаточно прочной. Существуют два метода усиления нижней трубы, к которым прибегают при конструировании. Первый заключается в том, что со стороны нижнего головного узла перед пайкой внутрь трубы плотно вгоняется буж.

Второй метод заключается в том, что трубу обрабатывают на специальных станках так, что при сохранении снаружи цилиндрической формы толщина ее стенок по длине получается неодинаковой.

У переднего конца трубы толщина стенок наибольшая— 1,2Е—1,5 мм, у заднего — 0,6—0,75 мм.

Цепные перья также изготовляются из стальных труб с впаянными на одном из концов наконечниками 8.

Сборка рамы при ее изготовлении на заводе производится в специальном приспособлении, обеспечивающем получение надлежащих геометрических размеров.

Трубы плотно вгоняют в отверстия патрубков узлов рамы, сверлят сквозные отверстия, проходящие через стенки узлов и труб, и плотно вбивают в эти отверстия стальные шпильки, чтобы во время пайки сохранить размеры рамы. Иногда с этой же целью применяют керновку.

После пайки или сварки, контроля размеров и зачистки раму лакируют и наносят на нее цировку (декоративные тонкие линии, идущие вдоль каждой трубы).

Основными размерами рамы (см. рис. 7) являются: база, провис каретки, длина А подседельной трубы, Б — подседельных стоек, В — головной трубы, длина цепных перьев, углы (α, β, ү, δ), образованные трубами рамы между собой и с поверхностью дороги, а также плечо и вылет передней вилки. Для велосипедистов разного роста размеры А, Б, В, Г и величину угла а. варьируют в определенных пределах. Базой называется расстояние между центрами переднего и заднего колес, провисом каретки — расстояние по вертикали между центром узла каретки и горизонтальной линией, соединяющей центры колес. Основные размеры у дорожных, спортивных и гоночных велосипедов могут существенно различаться между собой. Имеются различия и в конструкции рам.

Рама дорожного велосипеда изготовляется из электросварных труб, узлы — из листовой стали. Диаметр верхней трубы — 26 мм, нижней и подседельной — 28 мм. Каждое цепное перо представляет собой двухколенно согнутую трубу. От наконечника пера и до двухколенного перегиба перо имеет эллипсообразное сечение, а после места перегиба сохраняется круглая форма трубы.

Наконечники цепных перьев имеют для оси колеса пазы под углом около 30° к горизонтальной линии, проходящей через центры осей колес. Такое устройство наконечников делает ненужным применение оттяжек цепи, которые ставились у велосипедов прежних выпусков, имевших горизонтальные пазы наконечников. Последнее сохранилось только у велосипедов рижского завода. В случае повреждения шины легко вынуть заднее колесо из наконечников с наклонными пазами, а также поставить его обратно.

Базы рамы дорожного велосипеда и другие линейные размеры ее больше, чем у велосипедов всех остальных типов.

Рама легкодорожного велосипеда «Турист» изготавливается из таких же материалов, что и рама дорожного велосипеда, но значительно отличается от последней конструкцией. База этой рамы значительно короче, а провис каретки больше, чем у рамы дорожного велосипеда; изменены также углы наклона труб. Подседельные стойки и цепные перья имеют форму усеченного конуса и припаяны как к наружным стенкам подседельного узла, так и к наконечникам цепных перьев. Верхняя, нижняя и подседельная трубы значительно короче, чем у дорожного велосипеда. Уменьшенные размеры труб легкодорожного велосипеда облегчают его вес. Опущенная каретка обеспечивает низкую посадку велосипедиста и создает устойчивость велосипеда.