Руль
Существует большое количество конструкций рулей, которые отличаются друг от друга формой; последняя с течением времени меняется, но если сопоставить рули прошлых десятилетий с современными, то можно видеть, что изменение произошло только в форме, а размеры и диаметры труб остались такими же.
Рули дорожных велосипедов подразделяются на поворотные и неповоротные (глухие). Основным типом является в настоящее время поворотный руль.
Глухой руль дорожного велосипеда (рис. 26 а) состоит из следующих основных деталей: труба руля 1, замок руля 2, стержень руля 4, распорный болт 3, распорный конус 5.
Руль изготавливается из стальной трубы диаметром 22 X 19,5 мм или 25 X 22,5 мм. Замок руля штампуется из листовой стали и. представляет собой коробку с двумя отверстиями, оси которых взаимно перпендикулярны. Одно отверстие сквозное, в нем помещается труба руля, второе отверстие несквозное — для стержня руля. В отверстие, в которое вставляется стержень, на внутреннюю нижнюю стенку замка кладется усилитель для головки распорного болта. Когда вставляют стержень руля, он упирается торцом в усилитель и прижимает его к внутренней стенке замка. Соединение частей собранного руля осуществляется пайкой медно-цинковым припоем.
После пайки и зачистки руль закрепляют в специальном приспособлении и делают изгибы, придавая ему нужную форму. На стержне вдоль осевой линии делается паз шириной 3 мм и длиной 35—40 мм. Паз нужен для того, чтобы распорным конусом прижать наружные стенки стержня руля к внутренним стенкам стержня передней вилки, что создает надежное крепление руля. Паз также не дает распорному конусу вращаться; для этого на поверхности распорного конуса делается шип. Руль покрывается гальваническим покрытием, которое предохраняет от коррозии.
Поворотный руль дорожного велосипеда отличается от глухого руля тем, что имеет разрезной замок (рис. 26 б) со стяжным болтом; при ослаблении гайки болта труба руля может быть повернута вокруг своей оси в такое положение, которое наиболее удобно для велосипедиста. Поскольку труба руля не впаивается в вынос, ей придают нужную форму до соединения с выносом.
Рули легкодорожных и шоссейно-гоночных велосипедов (рис. 26 в) отличаются от дорожных рулей наличием выноса и формой трубы руля, которая имеет более глубокие изгибы. Вынос имеет форму угольника и состоит из двух спаянных между собой труб — собственно выноса и стержня выноса. Стержень выноса крепится в стержне передней вилки при помощи болта и распорного конуса. На переднем конце выноса впаян замок, в котором при помощи стяжного болта закреплена труба руля; при ослаблении гайки болта замка труба может быть повернута вокруг своей оси в нужное положение. Вынос позволяет получить наиболее удобную посадку велосипедиста при сравнительно короткой раме спортивного велосипеда. Выносы рулей шоссейно-гоночных велосипедов бывают трех размеров. Руль подбирается с тем размером выноса, который наиболее соответствует физическим данным гонщика.