История развития велоспорта в России

Страницы: 1 2 3

В отдельных городах, где удается набрать нужную сумму для проведения тех или иных гонок на треке или шоссе, разыгрываются звания первых ездоков этих городов.

Иногда велосипедные состязания устраиваются частными предпринимателями, которые заботятся только о зрелищном характере гонок, заведомо идя на снижение их спортивного значения. Известный гонщик А. Бутылкин, который около десяти лет украшал русский велосипедный спорт, в 1898 году становится цирковым артистом и, разъезжая по городам, демонстрирует на сконструированном им решетчатом треке фигурную езду на велосипеде. С. Уточкин в 1909 году покидает велосипедный спорт и пересаживается на седло мотоцикла, затем берется за руль автомобиля и, наконец, за штурвал самолета.

И. Чудов становится автомобильным гонщиком, рекламирующим машины, поставляемые в Россию из-за рубежа.

В декабре 1910 года по инициативе петербургских спортсменов собирается совещание представителей петербургского и московского обществ, где избирается организационный Олимпийский комитет. Этот комитет развертывает активную подготовку для участия русских велосипедистов в гонках на V Олимпийских играх в Стокгольме — самом популярном соревновании того времени.

Для подведения итогов почти двухлетней работы и выявления сильнейших гонщиков в мае 1912 года в Риге проводится шоссейная гонка на 315 км. Двенадцать спортсменов, показавших лучшие результаты, включаются в олимпийскую команду, которая должна защищать честь России в Стокгольме.

Всего за несколько дней до олимпийских соревнований русским гонщикам удалось познакомиться с трассой, идущей вокруг живописного озера Меллар.

И вот наступает 7 июля 1912 года. К 12 часам на берегу озера собираются представители от 21 страны — 151 участник и 15 запасных гонщиков.

Каждая национальная команда состоит из 12 человек. Но из всех команд, участвующих в велосипедных гонках, только 8 стран (в том числе и Россия) представили полное количество спортсменов.

Эти Олимпийские игры были вторыми после игр 1900 года, в которых принимали участие русские спортсмены.

Старт на 315 км дается индивидуальный, т. е. через каждые две минуты гонку начинает новый участник. Так как участников было много, то один старт длится около пяти часов. Честь русской команды защищали К. Коепке, Е. Рихтер, А. Коепке, А. Апсит, Ф. Бом, Ф. Борисов, И. Пратнек, И. Люен, Я. Букше, С. Пестерев, А. Поло и Я. Еленберг. В программе было обусловлено, что результаты участников включаются одновременно в личный и командный зачеты.

Русские гонщики выступили на этой олимпиаде очень неудачно. Они не добились ни одного призового места. Только один русский гонщик — А. Апсит — закончил дистанцию, завоевав 60-е место. Остальные или не стартовали, или сошли с дистанции, не закончив ее.

Крайне неудачное выступление России на V Олимпийских играх вызвало открытое возмущение широких общественных кругов страны. Это заставило руководителей спорта пойти на проведение российских олимпиад и тем самым хоть как-то исправить свою бездеятельность.

Первая олимпиада была проведена в Киеве в 1913 году, где был сооружен первый в России стадион с трибунами на 10 тысяч зрителей. Среди десяти видов спорта, включенных в программу олимпиады, был и велосипедный спорт. 24 августа 1913 года в Киеве на старт велосипедной шоссейной гонки на 240 верст выходят 15 участников. С интервалом в три минуты друг за другом вступают они в трудную спортивную борьбу. Москвич Н. Волочугин, продемонстрировав огромную выносливость и выдержку, за 10 часов и 6 минут первым заканчивает дистанцию.