Сборка вилки с рамой

При сборке велосипеда его раму закрепляют в приспособлении для сборки или надевают на специальный «палец» (см. рис. 38). В этом положении производят сборку рамы с передней вилкой, установку шатунов, колес, цепи и переключателя передач. Установку и регулировку по высоте руля и седла производят на велосипеде, стоящем колесами на полу.
Прежде чем приступить к сборке вилки с рамой, необходимо произвести подготовку их.
В верхнее отверстие головной трубы рамы запрессовывают конус, а в нижнее отверстие — чашку шарикоподшипника. Обе операции производятся на рычажном прессе. Не следует заколачивать чашку или конус молотком, так как в этом случае деталь входит с перекосом относительно осевой линии головной трубы. В результате тонкие стенки головной трубы гнутся, диаметр посадочного места нарушается и деталь может не получить плотной посадки. Это приводит к тому, что во время эксплуатации велосипеда чашка и конус шарикоподшипника будут вращаться, что затрудняет управление велосипедом и усиливает износ посадочных мест.
На поясок на верхнем торце коронки передней вилки напрессовывается нижний конус шарикоподшипника. Напрессовку на заводе производят на рычажном прессе. В мастерской напрессовка нижнего конуса производится вручную с помощью обрезка стальной трубы длиной 200—250 мм, внутренний диаметр которой должен быть больше наружного диаметра стержня вилки на 0,5—1 мм. Чтобы стальной трубой не испортить вершины нижнего конуса, следует пользоваться предохранительным кольцом или шайбой из мягкого металла (латунь, бронза, дюралюминий и т. п.). Внутренний диаметр кольца или шайбы должен быть больше диаметра стержня вилки на 0,5 мм.
Напрессовку производят следующим образом. Держа вилку за оба пера левой рукой на весу, правой рукой надевают на стержень вилки нижний конус шарикоподшипника, который частично наденется на поясок коронки. Затем на стержень вилки надевают шайбу или кольцо из мягкого металла, которое нижним своим торцом ляжет на вершину нижнего конуса шарикоподшипника, и отрезок стальной трубы. Обхватив последний правой рукой, наносят им легкие удары по верхнему торцу кольца или шайбы и досылают нижний конус шарикоподшипника до плотного прилегания к плоскости торца коронки.
Прежде чем вставить стержень вилки в головную трубу, нужно нижнюю и верхнюю чашки заполнить шариками. Для этого на поверхность шариковых путей наносят слой технического вазелина и на него укладывают один к другому по всей окружности шарики диаметром 4 мм или же в чашки устанавливают сепаратор, с собранными в нем 15-ю шариками такого же диаметра. Применение сепараторов облегчает сборку и предохраняет от выпадения шариков.
Когда собраны шарикоподшипники, начинают собирать вилку с рамой. Для удобства сборки вилки с рамой последнюю надевают на «палец» отверстием подседельной трубы.
Придерживая раму одной рукой, другой вставляют стержень вилки (рис. 48) в отверстия запрессованных в головную трубу чашки и конуса. Вставленная в головную трубу вилка нижним конусом ляжет на шарики. На нарезку стержня вилки навертывают верхнюю чашку шарикоподшипника до тех пор, пока она не коснется уложенными в нее шариками верхнего конуса. На стержень вилки надевают шайбу с усом так, чтобы ус вошел в окно в верхней части стержня, и навертывают контргайку. Регулировку подшипников вилки производят после установки колес.

Рис. 48. Сборка вилки с рамой