Династия Амплеров

Когда на крупнейшем международном турнире «Дружба-84» в Форсте, городе сукна и роз, на старт шоссейной командной гонки на 100 км вышли хозяева трассы, то многие из специалистов и зрителей обратили внимание на юного Уве Амплера, который готовился отправиться в путь вместе с испытанными бойцами: Дроганом, Боденом и Куммером — чемпионами мира 1981 г. в этой дисциплине.

— Сможет ли 19-летний гонщик из спортклуба Немецкого института физической культуры Лейпцига, где работает его отец Клаус Амплер, победитель велогонки Мира-63, выдержать темп именитой компании, — волновались болельщики.

Однако опасения оказались напрасными. Команда ГДР на последних километрах резко усилила темп, выиграв у долго лидировавших советских велосипедистов 11 с. Это была захватывающая дуэль между сильнейшими квартетами мира, за которой наблюдало более 30 000 зрителей, хорошо знающих толк в большом спорте.

Окрыленный удачей, Уве вскоре с блеском выдержал еще один серьезный экзамен — на чемпионате республики в индивидуальной гонке с общего старта...

К последнему, 12-му кругу Амплер опережал опытных Людвига и Бодена на 1 мин. Основная группа гонщиков находилась далеко сзади, и никто из них не был в силах вмешаться в поединок молодого гонщика и лидеров команды ГДР. Мало кто верил в успех смельчака, тем более что его преимущество таяло буквально на глазах под натиском грозного дуэта, где оба были искусными мастерами в гонке на время.

Погоня была уже совсем близко, но дерзкий беглец и не думал сдаваться.

—       Все или ничего! — заявил он себе, когда в дебюте гонки оказался среди лидеров. Сейчас он был близок к заветной цели, но честолюбивый Олаф Людвиг привстал с седла и, бросив обессиленного помощника, с невероятной силой устремился в атаку, как это делал не раз на этапах велогонки Мира.

—       Вперед, Уве, вперед! — услышал в самый драматичный момент Уве взволнованный голос отца, стоявшего на обочине.

Страстный призыв подхлестнул отважного гонщика, помог ему первым пересечь линию финиша, которую он еле-еле различал.

—       Ты молодец, Уве! — первым поздравил своего «обидчика» Людвиг, редко проигрывающий своим конкурентам на финише, а затем подбежал Амплер-старший, заключив счастливого сына в объятия. Если Амплер-младший делает только первые шаги в большом спорте, то Клаус в свое время одержал более 300 побед в различных гонках!
Его имя не менее популярно в республике, чем Т. Шура (кумир немецких мальчишек). Хорошо знают ветерана немецкого спорта и за рубежом. Восемь раз он участвовал в крупнейшем весеннем состязании велосипедистов-любителей, одержав за это время пять побед на этапах. Последний раз он вышел на трассу дружбы в 1969 г., финишировав пятым.

Сейчас Амплеру сорок один год, и он передает свой богатый опыт молодежи в клубе  «бело-зеленых» (цвет команды института физкультуры Лейпцига), где выросли знаменитые Т. Шур, Б. Экштейн, вписавшие славную страницу в историю отечественного велоспорта. Шур выиграл чемпионат мира в Реймсе, а затем в Амстердаме. На следующий год (1960) в родных стенах в Карл-Маркс-Штадте отличился Экштейн, а Тэве Шур был вторым.

Спустя много лет их достойным преемником стал Уве Рааб, выиграв золотую медаль на чемпионате мира в Швейцарии. Мечтал покорить такую же вершину и Клаус. В 1963 г. после уверенной победы в велогонке Мира он находился в прекрасной форме, но чиновники из НАТО помешали тогда приезду спортивной делегации ГДР на чемпионат мира в Бельгию.

Было отчего расстроиться, но Амплер сохранил бодрость духа и не расстался с любимым делом, надеясь увидеть своих питомцев на пьедестале почета.

А потом подрос сын. Крепкий мальчик восторгался дзюдо, но, прежде чем он провел первую схватку на ковре, неожиданно для родителей (фрау Вальтрауд — вице-чемпионка Европы по академической гребле прошлых лет) увлекся плаванием, причем довольно надолго.

На велосипеде Уве научился кататься в трехлетнем возрасте, когда Клаус в одной из гонок получил в качестве приза детский велосипед.

—       Вы помните первую гонку сына? — нередко спрашивают журналисты тренера-отца.

—       Очень хорошо. Это было в Вурцене. Пришлось изрядно поволноваться: у мальчика было много ошибок, неважный спурт и плохая техника, но благодаря упорству и настойчивости он занял 3-е место. В порядке поощрения я подарил ему веломайку.

По-настоящему Уве влюбился в велоспорт гораздо позже. В 1978 г. отец с сыном поехали в отпуск в местечко Урлауб, прихватив с собой велосипеды. Там они часто совершали прогулки по живописным окрестностям. А затем начиналась семейная дуэль. Никто не хотел уступать в жарких схватках. Когда отпуск подходил к концу, Клаус сказал возмужавшему Уве: «Возвращаться домой мы будем на велосипедах, и если ты не раскиснешь в пути (предстояло пройти 250 км), попробуешь свои силы в велосипедной секции.

—       А что дальше?

Меня поразило его упорство, особенно в конце нелегкой дистанции. И мне пришлось налегать на педали в борьбе с новоиспеченным марафонцем.

Через несколько дней Уве для пробы пришел в известный велоклуб.

Сегодня он уже двукратный чемпион мира среди юниоров в шоссейной командной гонке.

—       Достиг ли бы он сегодня большего, если бы серьезно занялся велоспортом раньше?

—       Несомненно. Вот почему я всем неустанно твержу: начинайте ездить на велосипеде с первыми шагами.

—       А вы по-прежнему дружны с велосипедом?

—       Мой двухколесный друг не ржавеет, но теперь предпочитаю бег. Бегаю около часа, иногда преодолеваю 12—15 километров. Нуждаюсь в этой нагрузке, чтобы снять профессиональный стресс. В свободное время люблю порыбачить на зорьке, подышать утренней свежестью.

—       В чем сейчас сила немецких велосипедистов-шоссейников на мировой арене?

—       После счастливой эры Т. Шура была найдена новая методика подготовки спортсменов. Из года в год усиливается селекционная работа по отбору наиболее одаренной молодежи в республике.

Так появились И. Хартник, Б. Дроган... Очень многому мы научились у советских специалистов.

—       Как же стать идеальным гонщиком?

—       Три фактора играют главенствующую роль в становлении хорошего шоссейника. Тут не обойтись без стремительного финиша, без мастерства на горных перевалах, ну и, конечно, нельзя уступать соперникам в гонке на время. А разве отодвигается на второй план психологическая подготовка? Сейчас порой чаще всего решает сильный характер, воля к победе.

—       Какие требования вы предъявляете к своим ученикам?

—       Пунктуальное выполнение тренировочной нагрузки с хорошим настроением, дисциплинированность, честность и искренность.

—       А какое качество вы цените больше всего?

—       Пожалуй, умение самостоятельно принять правильное решение в экстремальных условиях, как это когда-то делал Э. Адлер.

—       Кого вы ставите в пример подрастающей смене?

—       Прежде всего Я. Веселы, Т. Шура, Р. Шурковского, О. Людвига, Г. Сайдхужина, С. Сухорученкова...

—       Ваши взаимоотношения с сыном на тренировке?

—       В моей группе он не имеет никаких привилегий. Не будет их и в дальнейшем. В пылу забот я порой забываю, что Уве — мой сын. Да и он сам не дает повода для неприятного разговора.

—       Как выступает Уве в многодневных гонках?

—       В 1983 году он выиграл тур по Тунису. В других гонках его результаты скромнее.

—       Выступает ли Уве в трековых гонках?

—       Как и многие шоссейники ГДР, он использует полотно закрытого берлинского велодрома для наращивания скорости в зимний период. В начале сезона-84 Уве был вторым в индивидуальной гонке преследования на 4 км, проиграв только своему одноклубнику Раабу.

За награды боролись известные мастера в этой дисциплине: Херниг, Мортаг, Винклер...

Атлет из Лейпцига (рост 181 см, вес 74 кг) находится в расцвете сил и мечтает о новых победах, равняясь во всем на Бернда Дрогана, героя чемпионата мира-82 на сложной трассе в Гудвуде (Англия).

Станет ли он достойным преемником своих знаменитых одноклубников, покажет будущее, а пока династия Амплеров не теряет времени даром, надеясь пополнить семейную копилку комплектом наград.