Анализ тактики в индивидуальной гонке преследования на 4 км

Страницы: 1 2 3 4

Поскольку ранее ни одна из классификаций динамики соревновательной скорости в гонке на 4 км не имела такого количества исследуемых тактических вариантов раскладок, мы предприняли попытку описать и охарактеризовать каждый из них.

1.       Динамика дистанционной скорости носит переменный характер. После выполнения стартового ускорения и снижения скорости до уровня среднедистанционной наблюдается увеличение скорости в середине дистанции и на финише при максимальном повышении скорости на старте +6,019% и снижении ее до —2,614%.

2.       Скорость в начале дистанции превышает средне дистанционную на +9,495%» затем снижается (—1,726%) и остается практически неизменной до финиша.

3.       Повышение скорости связано с выполнением сильного стартового ускорения, превышающего на 6,688% среднедистанционную скорость. В дальнейшем наблюдается снижение скорости сначала до уровня среднедистанционной, а затем и ниже среднедистанционной при максимальном снижении на —3,881% и некотором увеличении при финишном ускорении.

4.       Разновидность третьего варианта при еще более сильном повышении скорости в начале дистанции (+7,624%) и характерном удержании скорости после каждого ее снижения. Максимальное снижение скорости составляет —3,972% от среднедистанционной.

5. Отмечается относительно равномерное прохождение дистанции. Максимальное повышение среднедистанционной скорости на старте составило +3,278%, а максимальное снижение в конце дистанции —2,355%.

6.       Повышается среднедистанционная скорость в начале и в конце дистанции и удерживается практически на одном уровне ниже среднедистанционной, в середине гонки. Максимальное повышение среднедистанционной скорости на старте составляет +5,736%.

7.       Разновидность пятого варианта при значительном повышении среднедистанционной скорости на старте (+7,799%) и более раннем снижении скорости к финишу. Максимальное снижение среднедистанционной скорости составляет —4,939%.

8.       Постепенное снижение скорости до финиша после выполнения стартового ускорения. Максимальное повышение среднедистанционной скорости составляет +10,125%, а минимальное снижение — 6,349%.

9.       После стартового ускорения скорость в гонке постепенно снижается практически на всей дистанции, за исключением короткого финишного отрезка, где скорость увеличивается. Максимальное повышение скорости составляет + 8,988%, максимальное снижение —6,047% от среднедистанционной.

Рассчитанный коэффициент корреляции (rtk) между среднедистанционной скоростью в гонке (V) и величиной среднего линейного отклонения скорости на отдельных участках
дистанции равен—0,790%, при Р<0,1. Это свидетельствует, что высококвалифицированные велосипедисты стремятся к более равномерному поддержанию скорости на дистанции гонки. Явление это не случайное, а закономерное и зависит от индивидуальных возможностей организма спортсмена. Полученные данные по характеру динамики скорости в гонке согласуются с проведенными ранее лабораторными исследованиями при моделировании соревновательной деятельности на велоэргометре (А. И. Головачев, Ю. Г. Крылатых, 1981).

Чаще всего использовались варианты III, IV и VII, при которых среднедистанционная скорость наблюдалась в диапазоне 13,577 — 13,842 м/с (см. табл. 2). Победители соревнований в основном применяли I и III тактические варианту, а аутсайдеры — V, VI, VIII и IX варианты.