Некоторые модельные характеристики техники педалирования велосипедистов различных спортивных квалификаций

Страницы: 1 2 3 4

В последние годы проблема рациональной техники педалирования все чаще привлекает внимание ученых и тренеров при подготовке высококвалифицированных спортсменов.
И тем не менее практика велосипедного спорта все еще не располагает сколь-нибудь определенными биомеханическими модельными характеристиками техники педалирования велосипедистов различной спортивной квалификации.
Стремясь в какой-то степени восполнить этот пробел, нами были проведены исследования в лабораторных условиях, направленные на изучение динамографических характеристик усилий, прилагаемых спортсменом к опорным частям велосипеда: шатунам, рулю, седлу.
Для исследования использовался трехроликовый велостанок с тормозным устройством и шоссейно-гоночный велосипед, конструктивные характеристики и методика получения информации которых были описаны ранее В. Г. Половцевым и В. В. Тимошенковым (1977). При педалировании на велостанке синхронно регистрировались следующие параметры: суммарные усилия, прилагаемые спортсменом к шатунам, рулю, седлу, а также данные о положении шатуна на окружности (через каждые 30° его оборота). Вся эта информация проецировалась на экране осциллографа (Н=041) и одновременно записывалась на фотобумаге.
В исследованиях приняло участие 108 спортсменов-гонщиков шести квалификационных групп: мастера спорта СССР, кандидаты в мастера спорта, спортсмены I, II, III разрядов и I юношеского разряда.
В качестве показателя усилий, прилагаемых спортсменом к шатунам, служили суммарные тангенциальные кривые, которые отражали крутящий момент на валу каретки велосипеда. Тангенциальные кривые показывают полезность усилий. По характеру кривые принимают вид синусоиды, у которой верхние гребни соответствуют одновременному давлению и подтягиванию педалей, а нижние — проводке и проталкиванию. За начало отсчета динамографической кривой принято считать верхнее положение правого шатуна.
При анализе кривых тангенциальных усилий были получены данные, свидетельствующие о том, что характер кривых во многом зависит от степени мастерства велосипедистов. Чем ниже квалификация спортсменов, тем существеннее колебания в вертикальном направлении кривых тангенциальных усилий (рис. 1). Так, например, у велосипедистов III и I юношеского разрядов по сравнению с группой мастеров спорта наблюдается смещение положения усилий вперед по ходу вращения шатуна на ЗС как в первой, так и во второй полуокружности полного оборота шатуна, что свидетельствует о более раннем давлении на педали.
Для изучения величины усилий, прилагаемых спортсменами различной квалификации к шатунам, тангенциальные кривые усилий подверглись анализу по следующим параметрам: отношение минимальных величин усилий к средним тангенциальным, асимметрия в приложении тангенциальных усилий между первой и второй полуокружностями вращения шатуна, асимметрия внутри этих полуокружностей. В качестве своеобразного эталона служили данные, полученные в группе спортсменов — мастеров спорта СССР.
При анализе тангенциальных кривых мы последовательно проследили за динамикой минимальных, средних и максимальных величин усилий в цикле педалирования. Полученные данные свидетельствовали о том, что чем выше квалификация спортсменов-велосипедистов, тем большей величины достигают показатели минимальных усилий в цикле кругового педалирования, и эти межгрупповые различия достоверны с высокой значимостью. Так, в группе мастеров спорта они составили, например, 11,52 кг, кандидатов в мастера спорта — 8,99 кг (Р<0,05); I разряда —7,50 кг (Р<0,05), II разряда —6,20 кг (Р<0,05), III разряда — 5,30 кг (Р<0,01), I юношеского разряда — 4,53 кг (Р<0,01). Все эти данные прямо или косвенно свидетельствуют о том, что чем выше квалификация спортсменов, тем больше усилий затрачивают они на проводку и проталкивание педалей.