Техника гонщика-преследователя

Посадка спортсменов на велосипеде. Правильная посадка—это такое положение спортсмена на велосипеде, которое позволяет гонщику при оптимальной частоте педалирования развить максимальную мощность работы на определенной дистанции. Посадка велосипедистов-преследователей не меняется в зависимости от выступлений в индивидуальной или командной гонках преследования. Гонщики должны стремиться к предельному уменьшению лобового сопротивления, к хорошей аэродинамике, но вместе с тем и к тому, чтобы положение всех частей тела было непринужденным, позволяющим с минимальной затратой энергии добиться максимального эффекта в работе.
Техника педалирования во многом зависит от установки шипов на велотуфлях спортсмена. Наиболее рациональное положение ноги на педали у гонщиков-преследователей будет, когда основание большого пальца совпадает с осью педали. В некоторых случаях (при очень большом размере ноги или слабых мышцах голени) стопу на педали можно сдвинуть на 3— 10 мм вперед, а при маленьком размере ноги или сильно развитых мышцах — сдвинуть на 3—5 мм назад.
На установку шипов на велотуфли оказывает влияние и анатомическое строение ног у спортсмена. У гонщиков с прямыми ногами стопы располагаются на педалях параллельно шатунам, с О-образными — пятки отводятся от шатунов во внешние стороны на 2—4°, с Х-образными — пятки приближаются к шатунам на 3—5°. Такие поправки, связанные с установкой шипов на велотуфли, позволяют гонщику педалировать в строго вертикальной плоскости (не разводя колени в стороны и не касаясь ими рамы велосипеда), что увеличивает эффект приложения усилий к педалям.
Удобство посадки зависит от качества седла и его установки. Для гонок преследования хорошо подходят пластиковые седла, выпускаемые харьковским велозаводом. Можно применять также кожаные седла, но они требуют определенной доводки. Чтобы седло не было слишком жестким, его необходимо размять, затем на 1—1,5 см сузить крылья каркаса. Потом нужно сделать дырки в середине нижней части седла и стянуть его снизу проволокой, после чего натянуть кожу седла при помощи гайки, расположенной в передней части каркаса. Ширина седла должна соответствовать седалищным буграм таза спортсмена, в противном случае нарушается кровоснабжение таза и нижних конечностей.
Седло на велосипеде устанавливается на такую высоту, при которой угол между бедром и голенью ноги, находящейся в нижнем положении при педалировании в посадке, был бы равен 120—140°. При этом размер рамы велосипеда должен соответствовать росту спортсмена, т. е. нижний край седла должен быть приподнят над горизонтальной трубой велосипеда на 10—15 см.
По горизонтали седло устанавливается по центру или сдвигается назад на 1>—1,5 см (по Л. В. Чхаидзе). Правильность установки седла по горизонтали определяет тренер. Спортсмен, сидя на седле велосипеда, устанавливает шатуны в горизонтальное положение, а тренер, приставив отвес к центру внутреннего мыщелка большеберцовой кости ноги спортсмена, находящейся в переднем положении, отмечает, как пройдет отвес по отношению к оси педали. Если отвес проходит через центр оси педали и основание большого пальца, значит, седло установлено правильно.
Седло может быть установлено в горизонтальной плоскости или его носок приподнят на 5—6 мм. Такое положение седла препятствует сползанию спортсмена- вперед и способствует большему расслаблению мышц рук и туловища, делает посадку непринужденной.
Ширина руля должна соответствовать ширине плеч или быть уже на 3—5 см. Руль устанавливается на такую высоту, чтобы руки спортсмена не напрягались и были несколько согнуты в локтевых суставах. При этом необходимо, чтобы при хвате за нижнюю часть руля у спортсмена не напрягались межреберные мышцы и он мог бы свободно дышать. Длина выноса и высота его подъема определяются следующим образом: спортсмен садится на седло стоящего велосипеда, принимает обтекаемую посадку и опускает руки вниз, затем, не меняя положения предплечья, сгибает руки в локтевом суставе до угла 110—120°. При этом кисти должны находиться на нижней части руля на месте хвата. Если при такой установке руля спортсмен испытывает неудобство, нужно изменить или длину выноса, или его высоту. В некоторых случаях можно даже заменить баранку руля.
Подобрав «классическую» посадку на велосипеде, спортсмен старается на тренировках и соревнованиях довести ее до совершенной аэродинамической посадки, создающей минимальное сопротивление и обеспечивающей возможность эффективно педалировать на всей дистанции.
При поиске наиболее рациональной посадки тренеру и спортсмену в этом может помочь видеомагнитофон. Спортсмен сможет подобрать для себя оптимальную посадку в тех случаях, когда он будет сознательно ее контролировать и вносить необходимые изменения, учитывая свои ощущения.