Техника гонщика-преследователя

  • Посадка спортсменов на велосипеде
  • Техника педалирования гонщиков-преследователей является одним из критериев их мастерства. Из исследований (Л. В. Чхаидзе, 1961; Г. М. Мартынов, 1971) известно, что результаты в соревнованиях зависят на 6—8% от эффективности техники педалирования. Однако в настоящее время оценка техники педалирования в большинстве случаев делается по внешнему впечатлению. Оперативный контроль за эффективностью техники педалирования практически отсутствует. Поэтому очень важно изучить двигательную деятельность велосипедистов и определить наиболее рациональные способы педалирования.

    Эффективность техники гонщиков-преследователей зависит от умения спортсмена при помощи переключений работы разных мышечных групп поддерживать скорость движения. В условиях ограниченных движений ноги велосипедиста (стопа движется по окружности, ограниченной длиной шатуна) важно знать направление и величину прилагаемых к педалям усилий в различных точках описываемой окружности. В цикле педалирования определены четыре основные и четыре промежуточные зоны переключения работы мышц. Если учесть, что основной способ педалирования — круговой, при котором спортсмен старается прилагать усилия по всей окружности, то приложение усилий при этом способе педалирования имеет четыре основных направления: вниз, назад, вверх, вперед.

    На границе перехода педали из одной зоны в другую происходит смена работающих мышц, что вызывает изменения направления приложения усилий и движения в суставах ног. В результате происходит чередование напряжения и расслабления работающих мышц (С. М. Минаков, 1964).

    Таким образом, при круговом педалировании поступательные усилия, создающие крутящий момент на оси каретки велосипеда, прилагаются к шатуну во всех точках вращения по касательной линии к окружности.

    Помимо кругового способа педалирования гонщики-преследователи применяют импульсный и инерционный (бессиловой) способы педалирования.

    Инерционный способ педалирования, или, как его еще называют, бессиловой, определяется уже самим названием. Используя этот способ педалирования, спортсмены практически не прикладывают усилий к педалям, а используют вес ноги для продвижения педали вперед по инерции.

    Гонщик, владеющий всеми способами педалирования, вовремя переключает нагрузку на менее усталые в данный момент мышцы, стараясь не доводить до сильного утомления основные мышечные группы, участвующие в педалировании. Умение переключать усилия в цикле педалирования помогает спортсмену рационально распределять свои силы на всей дистанции. Причем умение спортсмена выполнять переключения подсознательно, автоматически, в нужный момент гонки говорит о высоком классе его специальной технической подготовленности к гонкам преследования.

    Использование тензодинамометра для регистрации тангенциальных усилий с шатунов (В. Г. Половцев, В. В. Тимошенков, 1977) позволило установить, что усилия, прилагаемые к педалям за один оборот шатуна, распределяются неравномерно по окружности и могут быть представлены в виде кривой.

    Усилия, прилагаемые к педали, начинают увеличиваться в зоне 0° и достигают своего максимума приблизительно к 90°, после чего отмечается снижение давления на педаль. Во время подтягивания педали наблюдается увеличение тяговых усилий, доходящих до максимума в зоне 270°, а затем происходит постепенное снижение их до минимума в зоне 360°. При каждом цикле педалирования происходит чередование работы мышц нижних конечностей, связанное с одновременным давлением и подтягиванием разноименных педалей. Тангенциальная суммарная кривая этих усилий представляет собой синусоиду, где симметричность верхних и нижних гребней отражает степень адекватности усилий, прилагаемых к шатуну. Чем выше квалификация спортсменов-велосипедистов, тем большей величины достигают показатели минимальных усилий в цикле кругового педалирования и тем больше усилий затрачивают они на проводку и проталкивание педалей. Максимальные и средние усилия, прилагаемые к педалям, характерны для более квалифицированных спортсменов. Это можно объяснить тем, что технически плохо подготовленные спортсмены пытаются компенсировать недостаток усилий, прилагаемых к педалям, более интенсивным давлением на них.

    При импульсном педалировании с акцентом на давлении на педали наблюдается увеличение усилий в точках 90 и 225° оборота шатуна, а при педалировании с преимущественным акцентом на подтягивании педалей — их сглаживание. Эти различия при педалировании с преимущественным акцентом на подтягивании педали, где более равномерно распределяются усилия при воздействии на шатун, обусловлены в передней зоне за счет веса ноги, а в задней— за счет подтягивания педали.

    При сравнении энерготрат и усилий, затрачиваемых в круговом и импульсном способах педалирования, было выявлено преимущество кругового способа (В. В. Михайлов, Н. А. Левенко, Р. М. Рагимов, 1973). При одинаковой мощности работы (1695 кгм/мин) кислородный запрос при импульсном способе педалирования был равен 46,98 мл (кг) мин, при круговом — 42,38 мл (кг) мин, величина усилий (сумма 4 моментов) соответственно 106,3 и 79,6 кг. Кроме того, рациональное распределение усилий в сумме оборотов педали сопровождается меньшим вовлечением в работу мышц рук и туловища и менее напряженной работой мышц ног.

    Таким образом, чем рациональнее техника педалирования, тем ближе к синусоиде приближается тангенциальная кривая, минимальные значения которой находятся в зонах 0 и 180°, а максимальные — 90 и 270°.