Тренировка велосипедистов-шоссейников при различном объеме соревновательной нагрузки

Страницы: 1 2 3

Общепризнано угнетающее влияние соревновательной нагрузки на организм спортсменов. В соревновательной обстановке резко обостряется эмоциональное состояние, психическая напряженность в ряде случаев достигает большого накала. Эти влияния в сочетании с обстановкой соперничества и наличие мотивационных факторов обусловливают предельную мобилизацию физических возможностей спортсменов. Состояние утомления при этом выражено более значительно, а продолжительность восстановления работоспособности после соревнований большая, чем в условиях обычных тренировочных занятий. В связи с этим в циклических видах спорта объем соревновательных нагрузок весьма невысок. По нашим подсчетам, этот объем у пловцов, бегунов на средние и длинные дистанции и гребцов-каноистов средней квалификации составляет в настоящее время 3,6—6,9% от общего годичного объема специфических тренировочных нагрузок.

Такой режим тренировки долгое время был распространен и в велосипедном спорте. Боязнь больших соревновательных нагрузок, исходящая из общетеоретических установок, и недооценка специфики велосипедного спорта долгое время тормозили темпы повышения спортивных результатов шоссейников. Но эта ошибочная тенденция была преодолена в 1968—1972 гг. Проанализировав огромный материал по динамике тренировочных и соревновательных нагрузок у велосипедистов (как профессионалов, так и любителей), В. А. Капитонов и С. В. Ердаков* показали, что основными тенденциями в мировом велосипедном спорте являются стремительный рост общего объема нагрузок, постоянное увеличение числа соревнований и всевозрастающее повышение интенсивности специфических нагрузок.

В соответствии с указанными тенденциями изменилась подготовка сборных команд страны, что дало положительные результаты, особенно в 1972—1980 гг. Можно утверждать, что эти тенденции нужно учитывать при подготовке велосипедистов средней квалификации. Именно подобное обстоятельство определило направленность нашего исследования.

В течение трех лет проводился педагогический эксперимент со студентами Краснодарского ГИФК, специализирующимися по велосипедному спорту. Сущность эксперимента сводилась к следующему. В период 1979/80 учебного года равноценные по составу, функциональной подготовленности и спортивной результативности контрольная и экспериментальная группы велосипедистов-шоссейников тренировались по единому плану и с относительно одинаковой тренировочной и соревновательной нагрузкой. Как видно из табл. 1, общий объем специальной нагрузки в опытной и контрольной группах был равен соответственно 14 208 км и 14 433 км (различия недостоверны). Существенно не различались величины интенсивной, силовой, умеренной, восстановительной и соревновательной нагрузок (см. табл. 1).

В течение исходного для эксперимента периода испытуемые обеих групп 4 раза тестировались по 7 показателям во время выполнения ступенчатой нагрузки до отказа на велоэргометре в лабораторных условиях. Определялись: общая продолжительность выполнения тестирующей нагрузки (tст); продолжительность периода работы с критической мощностью (tуд); величина PWC170 по В. Л. Карпману; величины максимального потребления кислорода (МПК) в абсолютных и относительных единицах; уровень порога анаэробного обмена по потреблению кислорода (VO2 пано) и критическая мощность велоэргометрической нагрузки (Vкр). (Vкр — это такая мощность работы, при которой достигается максимальное потребление кислорода).

Как видно из табл. 2 и 3, показатели изменялись соответственно изменению тренированности студентов, однако величины различий у испытуемых опытной и контрольной групп в аналогичных условиях были почти одинаковые.

* Велосипедный спорт / Ежегодник. М.: ФиС, 1977, с. 7—11.