Педагогические критерии оптимизации тренировочного процесса юных спортсменов

Страницы: 1 2 3

Быстрый рост спортивных результатов в велосипедном спорте и обострившаяся конкуренция на международной арене настоятельно требуют совершенствования системы подготовки спортсменов высокого класса и создания глубокого резерва для пополнения сборных команд.
Несмотря на то, что в последние годы появился ряд работ (Ю. Г. Крылатых, А. А. Кузнецов, Г. В. Мелленберг, Р. М. Смолецкая, В. П. Сотников), посвященных проблемам подготовки юных велосипедистов, в литературе по велосипедному спорту все еще недостаточно конкретных рекомендаций по планированию и содержанию многолетней подготовки и нормированию тренировочных нагрузок юных спортсменов. Все это неблагоприятно отражается на тренировочном процессе, поскольку большинство тренеров, стремясь к возможно быстрому достижению юными велосипедистами высоких спортивных результатов, преждевременно вводят средства специальной подготовки, не обеспечив достаточную всестороннюю физическую подготовленность занимающихся. Средства и методы спортивной подготовки взрослых спортсменов переносятся в занятия с подростками и юношами.
Подобные методы тренировки не всегда обеспечивают поступательное развитие физических качеств молодых спортсменов, при котором наивысший уровень спортивных достижений приходился бы на период зрелости, когда наступает расцвет функциональных возможностей организма. Более того, тяжелые, малоэмоциональные тренировки приводят к большому отсеву занимающихся из ДЮСШ.
В этой связи нами были проведены исследования по определению нагрузочной значимости основных средств спортивной подготовки юных велосипедистов и изучению физической работоспособности в комплексе с динамикой кардиореспираторных показателей в возрастном аспекте.
Исследования проводились в 3 возрастных группах велосипедистов: 13—14, 15—16 и 17— 18 лет, занимающихся в ДЮСШ Минска, на протяжении годичного цикла 1977—1978 гг. В качестве эталона брались показатели взрослых высококвалифицированных велосипедистов.
Для объективной оценки величины воздействия тренировочных и тестовых нагрузок на организм испытуемых проводились газометрические исследования по модифицированной методике Дугласа — Холдена и радиотелеметрическая регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС) посредством системы «Спорт» и самописца Н-327.
Показателем общей работоспособности служили величины максимального потребления кислорода (МПК), которые определялись при 5-минутной работе ступенчато повышающейся мощности на велоэргометре по общепринятой методике. Критерием достижения МПК был дыхательный коэффициент (ДК>1) и ЧСС больше 180—190 уд/мин.
Специальная работоспособность велосипедистов оценивалась по наибольшему количеству оборотов педалей за 5 мин. работы на велоэргометре. Величина нагрузки для каждого испытуемого подбиралась путем предварительных опробований.
Интенсивность физических нагрузок в естественных условиях спортивной тренировки определялась по ЧСС и величине потребления
кислорода в процентном отношении к величине МПК, принятой за 100%. Питание аппаратуры производилось от автомобильных аккумуляторов через преобразователь напряжения. Забор выдыхаемого воздуха у испытуемых осуществлялся по модифицированной методике М. А. Артыкова (1969). Использовался газоанализатор ГХП-Зм и газовый счетчик ГКФ.
Объем тренировочных нагрузок анализировался по данным дневников спортсменов и планов тренировок.
Лабораторное обследование спортсменов проводилось поэтапно, а исследования в естественных условиях — на протяжении годичного цикла. Одновременно с лабораторным обследованием проходили контрольные испытания по общей физической подготовке (ОФП).
Кроме этого, для изучения влияния различных средств тренировки на отсев занимающихся из ДЮСШ мы провели опрос 80 подростков и юношей, прекративших занятия велосипедным спортом. В результате опроса было установлено, что неправильный подбор и дозировка тренировочных упражнений без учета возрастных и функциональных возможностей юных велосипедистов являются главной причиной большого отсева занимающихся из ДЮСШ. Так, в первые два года занятий до 70% отсева происходит из-за однообразия специальных упражнений и низкой эмоциональности занятий; на этапе спортивной специализации 70—80% отсева наблюдается из-за тяжести тренировочных нагрузок, вызванных «натаскиванием» на спортивный результат при недостаточном объеме циклической работы; на этапе углубленной тренировки свыше 70% занимающихся прекращают занятия из-за застоя спортивных результатов, являющегося следствием предыдущей форсированной подготовки.