История велотуризма начиная с изобретения велосипеда

Всякого любознательного туриста занимает вопрос, когда же зародился тот вид туризма, которому он отдает свое предпочтение и время. Отвечая на него, невольно приходится задуматься над самим понятием «туризм». Сегодня туристом называют и участника экскурсионной поездки, и даже одинокого грибника. Такое смешение понятий вызывает большую путаницу.

Поэтому с самого начала ограничим круг вопросов и под туризмом будем понимать лишь туризм самодеятельный (спортивный), в котором как организация, так и проведение походов является делом самих участников.

Велотуризм — технический вид туризма (спорта), и потому его развитие неразрывно связано с историей развития велосипеда. Только при достижении определенной степени совершенства велосипед стал подлинно массовым средством передвижения.

Приятно напомнить, что история велосипеда начинается с отечественного изобретения уральского крепостного Артамонова, который в 1801 году на своем двухколесном самокате проехал от Верхотурья до Петербурга. Изобретение русского самоучки вызвало интерес, но вскоре было забыто, а за границей о нем так и не узнали. И когда в 1817 году немецкий механик Карл фон Драйз с неожиданной дотоле скоростью (в 2 раза быстрее почтовой кареты) преодолел расстояние между
Карлсруэ и Келем, его странная «машина для быстрого бега» (названная им велосипедом) стала настоящей сенсацией.

Велосипед Драйза не имел педалей. Впервые они, сначала на переднем колесе, появились лишь в середине прошлого века, и с тех пор конструкция велосипеда начала быстро совершенствоваться: переднее, ведущее, колесо достигло роста человека (диаметр 160 см), а заднее, поддерживающее, оказалось в 4 раза меньше — наступила эра «пауков», как окрестили эти крайне неустойчивые и часто опрокидывающиеся машины. Тем не менее скорость езды на них удалось поднять до 25 км/ч.

Первых велосипедистов отчаянно трясло: колеса в лучшем случае были обтянуты кожей, пропитанной дегтем. «На старинных «костотрясах», которые обычно пылятся в музеях... соревнования проводятся и поныне, правда на короткие дистанции. Длительный же 24-часовой велопробег, проведенный недавно в ФРГ, выдержал только один человек» (Советский спорт, 1987, 23 сентября). Не спасли положение и литые резиновые шины, впервые появившиеся в 1865 году.

Изобретатели принялись облегчать велосипед и «объявили войну» трению. Именно для велосипеда был сделан первый шарикоподшипник, в котором шатунный вал и оси колес не скользили, а катились внутри втулок. Ход колес стал легчайшим. Резко возросли скорости.

Оставалось сделать велосипед безопасным: снизить его высоту и при этом не потерять скорость. Это удалось в 1884 году, с вводом всем известной цепной передачи. Цепь вела маленькую зубчатку заднего колеса, за один оборот педалей заднее колесо делало несколько оборотов. Появилась возможность уменьшить диаметр велосипедных колес.

Так в 1886 году появился знаменитый стальной конь «Ровер сэфти» с примерно равным диаметром колес, который можно считать если не прототипом, то пионером,
проложившим дорогу для «безопасных» велосипедов и быстро вытеснившим больших «пауков».

Популярность велосипеда росла. Но над ним по-прежнему тяготела обидная кличка «костотряс». Не оправдали надежд и дутые шины. И лишь изобретение пневматических шин (автор — англичанин Дэнлоп, 1888 г.) резко снизило тряску и превратило поездку на велосипеде в приятную прогулку.