Велосипеды, используемые в туристских походах

Отечественная велосипедная промышленность ежегодно производила около 5 миллионов дорожных и спортивных велосипедов различных модификаций.

Дорожные велосипеды обладают большим запасом прочности, просты в управлении и надежны, а благодаря широким шинам имеют повышенную проходимость и вибростойкость (меньше ощущается тряска). Поза велотуриста на дорожном велосипеде более комфортна и естественна. Среди дорожных велосипедов для взрослых наиболее распространены модели с закрытой рамой: «Украина» (111—421) Харьковского велозавода имени Г. И. Петровского, «Минск» (111—321) Минского мотовелозавода, «Урал» (111—621) Пермского велозавода, а также велосипеды с открытой рамой (женские) «Прима» (112—522) и модель 112—512 (женский аналог велосипеда «Сура-2»), Для подростков выпускаются веломашины «Орленок», «Ласточка».

В последнее время освоен выпуск дорожных велосипедов со складной рамой «Салют» (113—912), «Пермь» (113—622), «Кама» (113—613). Они довольно компактны, но тяжелы и имеют сравнительно маленькую передачу, на которой трудно развить высокую скорость на равнине.

Среди спортивных велосипедов (туристские, шоссейные, трековые, кроссовые) велотуристов привлекают прежде всего туристские и шоссейные. Спортивно-туристские велосипеды моделей «Турист» (153—421),«Спорт» (153—424) Харьковского велозавода, а также «Спутник» в сравнении с дорожными несомненно выигрывают в легкости хода и весе (1,5—2 кг). Колеса у них легче и более узкие. Наличие системы переключения передач позволяет с меньшими усилиями преодолевать подъемы и развивать хорошую скорость на равнинных участках. Еще более легкие на ходу спортивно-шоссейные велосипеды «Чемпион», «Старт-шоссе» Харьковского велозавода с облегченной рамой, тонкими ободами колес, легкими однотрубными шинами. Скоростные преимущества этих моделей по сравнению с дорожными и спортивно-туристскими очевидны на дорогах с асфальтовым покрытием.

Какому же типу велосипеда отдать предпочтение?

Практика велотуризма показывает, что для походов выходного дня и некатегорийных велопоходов вполне подходящими являются велосипеды дорожного типа любой модели, так как по своим техническим характеристикам они мало отличаются друг от друга. Спортивные велосипеды сложнее в управлении, требуют более квалифицированного обслуживания, езда на них предполагает определенные навыки, и для начинающих велотуристов такие велосипеды небезопасны. С приобретением туристского опыта осваивать категорийные маршруты по дорогам со сложным рельефом лучше на спортивных моделях, снабженных переключателями передач и ручными тормозами.

Использование дорожных велосипедов вполне возможно на маршрутах до III категории сложности (к. с.), но и в этом случае требуется оснащение их дополнительным задним тормозом (при наличии переднего): на крутых спусках, соответствующих этим категориям сложности, тормозная втулка заднего колеса может перегреться и выйти из строя. Затруднено экстренное торможение и при положении педалей в «мертвой» зоне. На маршрутах высших категорий сложности (IV—V), пролегающих, как правило, в горных районах, использование дорожных велосипедов и вовсе не целесообразно.

Преимущества спортивно-шоссейных велосипедов перед спортивно-туристскими на дорогах маршрутов IV— V к. с. не столь очевидны, как на асфальтированных магистралях маршрутов I—III к. с. Имея тонкие обода колес и узкие шины, эти велосипеды теряют проходимость на грунтовых дорогах. Большую опасность для туриста на таком велосипеде представляет случайный прокол однотрубной шины на серпантинных виражах крутых горных спусков. Для снижения вероятности таких проколов ленинградскими велотуристами разработана методика изготовления «двойных труб», в значительной степени увеличивающая прочность шин, но одновременно повышающая их вес. К тому же ремонт однотрубок сложнее, чем велокамер туристских велосипедов, и в поход их брать приходится в большем количестве.

Многих любителей дальних походов не удовлетворяет ни одна модель велосипеда. Не ограничиваются они и отдельными комбинациями стандартных узлов разных машин, например заменой заднего (часто и переднего) колеса шоссейного велосипеда на заднее колесо спортивно-туристской модели. Зачастую такие поиски приводят к необходимости изготовления самодельных упрочненных багажников, щитков, флягодержателей и пр.