Определение стартового разгона, оптимального прохождения дистанции и темпа педалирования в индивидуальной гонке преследования на 4 км

Страницы: 1 2 3 4

20-метровый стартовый отрезок спортсмены проходили за 3,9—4,5 сек. и развивали скорость в среднем 4,87 м/сек. при частоте педалирования 40,36 об/мин. Отрезок 50 м проходился спортсменами за 6,9—7,3 сек., а среднее время на 30-метровом отрезке от 20 до 50 м — 3,1 сек. Этот отрезок 30 м спортсмены преодолевали уже с хода, скорость была 9,81 м/сек. при частоте педалирования 81,34 об/мин. На следующем отрезке 100 м средняя скорость составляла 11,96 м/сек и частота педалирования 99,51 об/мин. и на отрезке 166,6 м, т. е. 1/2 круга, средняя скорость была равна 13,61 м/сек., что выше среднедистанционной скорости восьми спортсменов на 0,78 м/сек, и частота педалирования — 114,5 об/мин. А далее спортсмены еще больше увеличивали скорость и прошли вторую половину первого круга (166,6 м) со скоростью в среднем 14,32 м/сек, т. е. с абсолютно высокой скоростью в гонке при частоте педалирования 120,08 об/мин.

Из приведенных данных следует, что дистанционной скорости спортсмены достигают на отрезке 130—150 м и на второй половине первого круга идет увеличение скорости относительно среднедистанционной на 11,5%.

Дальнейший анализ графиков спортсменов показал, что быстрое прохождение первого круга еще не гарантирует лучший результат на всей дистанции. Более того, спортсмены, которые первый и второй круги прошли со скоростью, выше среднедистанционной, в конце дистанции значительно ее снизили.

В качестве примера разберем графики прохождения дистанции в предварительных заездах Г. Мортага (ГДР) и Н. Макарова (СССР). Время по отрезкам 20, 50, 100, 166,6, 333,3, 500, 666,6 м у Мортага — 4,5 + 3,1 + 4,3 + 4,8 + 12,3+12,8+12,7 = 54,5 сек., у Макарова — 4,3+2,9+4,3 + 5,0+11,3+11,8+12,0 = 51,6 сек. Последний км по кругам спортсмены шли так: Мортаг — 24,7+24,0+24,6=1.13,3, Макаров — 25,6+26,0+25,3=1.16,9. Общее время 5.03,68 и 5.04,32.

В предварительном заезде Мортаг стартовал раньше Макарова и, начав дистанцию относительно спокойнее, смог на финише развить более высокую скорость. Встретившись в финале за 1—2-е места, эти спортсмены предпочли примерно такой же график прохождения дистанции, как и в предварительном заезде. Однако Макаров, учтя ошибки предварительного заезда, начал гонку более спокойно, в то время как Мортаг начал чуть быстрее (относительно своего графика предварительного заезда) и к отметке «2 круга» Макаров выигрывал у Мортага 1,8 сек. (в предварительном заезде 2,9 сек). Относительно ровно пройдя дистанцию, соперники в очень острой борьбе разыграли финиш. Победа досталась Мортагу, имевшему некоторое преимущество к последнему кругу. Его время на дистанции 5.04,00. Макаров проиграл всего 0,14 сек.

С 1976 г. мастерство Николая Макарова неизмеримо повысилось, и он смог стать в 1979 г. первым среди советских спортсменов чемпионом мира в индивидуальной гонке преследования на 4. км. В том же году он выиграл 4 км на спартакиаде народов СССР.

В спартакиадных соревнованиях мы фиксировали время участников на первых 20 м, далее по 100 м на первых двух кругах и по 200 м на остальных восьми кругах дистанции (длина трека УСК «Юные пионеры» 400 м). Спортсмены в основном стартовали на передачах 90,0 и 90,6 дм. Правда, некоторые использовали передачи 89,4 дм, а швейцарец Р. Дилл-Бунди и норвежец Я. Иверсен 91,1 дм. Н. Макаров предварительно заезды в 1/8 и 1/4 финала стартовал на передаче 90,0, полуфинал и финальный заезд на 90,6 дм.

В предварительных заездах стартовало 33 спортсмена. Первый круг дистанции все спортсмены проходили за 32—34 сек., а 800 м за 1.01,3—1.03,5. Несмотря на примерно одинаковое начало гонки, конечный результат был у спортсменов разный. Если первые 16 лучших, попавших в 1/8 финала, имели результат в диапазоне от 4.59,94 до 5.07,52, то у занявших 19— 26-е места результат был от 5.11,00 до 5.17,00. Очевидно, что спортсмены, не поевшие в число 16, не могли поддержать на дистанции ту скорость, которую они набрали на первых двух кругах, т.е. явно завысили ее в начале гонки по сравнению со своей среднедистанционной скоростью.