Определение стартового разгона, оптимального прохождения дистанции и темпа педалирования в индивидуальной гонке преследования на 4 км

Страницы: 1 2 3 4

Многие из спортсменов показали грамотное тактическое преодоление дистанции, отличающееся быстрым началом и относительно ровным прохождением дистанции. В основном после разгона спортсмены начинали работать на седле через 160—170 м.

Приводим график прохождения дистанции победителя этих соревнований Виктора Манакова, который в финальном заезде показал очень высокий результат — 4.43,37, выиграв у Н. Макарова 0,26 сек. Первые 2 круга по фиксируемым отрезкам Манаков прошел так (приводится чистое время отрезка, например время 20 м, от 20 до 50, от 50 до 100 и т. д.): 3,8+3,0+3,9+3,5+1,1 + 11,3+11,6=49,6 сек.; скорость: 5,26—10,00 —12,82 —14,28 —14,65 —14,75 —14,36 м/сек. Остальные 10 кругов дистанции были пройдены так: 23,0+23,5+23,5+23,3+ 23,5 + 23,5 + 23,2 + 23,3+23,6 + 23,1 сек., 14,49—14,18—14,18 —14,30 —14,18 —14,18—14,36—14,30—14,12—14,42 м/сек. За вычетом стартового круга средняя скорость на дистанции была 14,27 м/сек. (23,36 сек. круг) и колебалась на дистанции в пределах 1—2% от среднедистанционной. А вот при разгоне, достигнув среднедистанционной скорости на отрезке 150 м, Манаков продолжал ее увеличивать и отрезок с середины первого круга до середины второго прошел с абсолютно высокой скоростью 14,75 м/сек., превысив среднедистанционную на 3,36%. Такое завышение скорости на этом отрезке дистанции вполне допустимо. Следует обратить внимание на очень ровное прохождение остальных кругов, где разница во времени между лучшим и худшим была всего 0,6 сек.

Применяя передачу 91,1 дм, Манаков показал на дистанции частоту педалирования в среднем 118,9 об/мин.

Манаков, зная, что Макаров начинает гонку несколько спокойнее его, но может на последнем км дистанции значительно увеличить скорость, начал финальный заезд быстрее Макарова и ко второму кругу выигрывал более секунды. Ровно пройдя дистанцию, Манаков смог удержать скорость и даже увеличить ее на последнем круге. Это не позволило Макарову, который начал свое, ставшее уже знаменитым, финишное ускорение несколько позже, чем обычно, выиграть финальный заезд.

Таким образом мы можем сказать, что сильнейшие спортсмены, стартующие в индивидуальной гонке преследования, стараются набрать среднедистанционную скорость к 130—150 м и, как правило, на последующих метрах превысить ее на 3—4%. Остальную часть дистанций; они проходят с относительно равномерной скоростью (±1—2% от средней) с увеличением ее на финише. Спортсмены, не имеющие хорошей специальной подготовки к этой дистанции, начинают гонку с завышением скорости на 6—8%, что приводит к снижению скорости в конце дистанции на 4—5% и более от среднедистанционной и, естественно, к плохому результату.

В настоящее время лучшие гонщики проходят дистанцию 4 км в индивидуальной гонке преследования в темпе 117—120 об/мин. Это требует специальной подготовки и формирования соответствующего двигательного стереотипа в педалировании. Спортсменам и тренерам необходимо обратить на это внимание и использовать в подготовке рекомендованную А. Д. Нижегородцевым и С. В. Ердаковым (ежегодник «Велосипедный спорт». М., ФиС, 1974) таблицу для определения темпа педалирования в зависимости от передачи и ожидаемого результата, По этой таблице можно рассчитать необходимую для спортсмена передачу и скорость в тренировках для достижения определенного, желаемого темпа педалирования. Таблица дана для трека длиной 333,3 м, но при желании нетрудно расширить ее и рассчитать для любого трека.

                   Ю. Г. Крылатых, кандидат педагогических наук, мастер спорта СССР, Москва