Определение стартового разгона, оптимального прохождения дистанции и темпа педалирования в индивидуальной гонке преследования на 4 км

Страницы: 1 2 3 4

За последние несколько лет результаты спортсменов в индивидуальной гонке преследования на 4 км резко возросли и находятся в пределах 4.35—4.45. Этому способствовало появление более легких и качественных велосипедов, совершенствование аэродинамичности посадки, аэродинамического костюма, улучшение геометрии и покрытия треков, совершенствование методики тренировки, использование оптимальной величины передаточных отношений. В настоящей статье мы остановимся на анализе применяемых передач, стартовом разгоне и определении темпа педалирования в индивидуальной гонке преследования.
Многолетние исследования этого вопроса (более 15 лет) позволили выявить изменения в использовании передач на соревнованиях в индивидуальной гонке преследования, в скорости на дистанции и темпе педалирования.
Так, в 1963—1969 гг. лучшие спортсмены проходили дистанцию 4 км в диапазоне 4.57—5.07, используя при этом передачи 91,1, 91,8, 92,5 и даже 93,6 дм (укладка 7,20, 7,26, 7,32 и 7,40 м за один оборот шатуна соответственно). В последующие годы (1970—1974) спортсмены стали использовать меньшие передачи: 90,0, 90,6, 91,1 и 91,8 дм (7,12, 7,17, 7,20, 7,26), показывая при этом результаты на 4 км в пределах 4.52—4.58. А в 1975—1980 гг. спортсмены стали выступать на передачах 89,4, 90,0, 90,6 и иногда 91,1 дм (7,07, 7,12, 7,17, и 7,20 м) и вышли на уровень результатов 4.39—4.50.
В качестве примера возьмем несколько результатов, показанных на этой дистанции.
15 июня 1968 г. на тульском велотреке, одном из лучших в стране в то время, проходили международные соревнования. Результаты восьми лучших спортсменов, показанные на этих соревнованиях, были в диапазоне 4.59,6—5.07,4. При прохождении дистанции 4 велосипедиста использовали передачу 91,1 дм и 4 — 91,9 дм. Если учесть, что стартовый круг проходился в среднем за 27,2 сек., то средняя скорость прохождения остальных 11 кругов была от 13,11 до 13,48 м/сек. Частота педалирования при этом была от 108 до 111 об/мин.
В 1974 г. на всесоюзных соревнованиях 4 полуфиналиста в этом виде гонок выступали на передаче 91,1 дм и при среднем результате 4.58,2 показали среднюю скорость 13,52 м/сек. Частота педалирования 113,18 об/мин. А на I зимнем чемпионате СССР на закрытом велотреке в Крылатском 18 января 1980 г. в предварительных заездах средний результат восьмерки равнялся 4.47,12. Спортсмены выступали на передачах 89,4 (4 человека), 90,0 (3) и 90,6 дм (1) и показали среднюю скорость на дистанции . (за вычетом первого стартового круга) 14,1 м/сек. При частоте педалирования .118,87 об/мин.
Таким образом, можно сказать, что за указанный промежуток времени средние скорости прохождения дистанции в индивидуальной гонке преследования выросли и увеличилась частота педалирования при некотором уменьшении применяемых передач.
Остановимся на анализе стартового разгона велосипедистов и динамике скорости в индивидуальной гонке на 4 км.
Первая попытка зафиксировать динамику стартового разгона была предпринята на соревнованиях соцстран «Дружба», проходивших в июне 1976 г. в Таллине. При проведении индивидуальной гонки преследования на 4 км фиксировалось время прохождения спортсменами отрезков дистанции 20, 50, 100, 166,6 м на первом круге, а далее время бралось каждые полкруга (длина трека 333,3 м). Результаты спортсменов были в диапазоне 5.04—5.13. Из 8 сильнейших спортсменов 2 использовали передачу 89,4 и 6 человек 90,0 дм.
Преодоление первых метров дистанции в индивидуальной гонке преследования очень важно для разгона спортсмена, так как движение начинается по сигналу стартера из статического стартового положения. Умение спортсмена быстро начать движение зависит от многих причин: технической и физической подготовленности, времени реакции на сигнал стартера, выполнения задач, связанных с тактикой, и от других факторов.