Специальные велотренажеры для совершенствования техники педалирования

Страницы: 1 2 3 4

Техника спортивного педалирования оценивалась по тензодинамографическим характеристикам, контрольные испытания проводились в начале и конце педагогического эксперимента.

В результате проведенного эксперимента были получены данные о динамике двигательных качеств велосипедистов опытных групп. Так, время работы, затраченной на производство 10 оборотов шатуна, в группе А уменьшилось на —в,32 сек. — 9,33% (Р<0,01), В — на —0,44 сек,—12,09% (Р<0,01) и С —на —0,14 сек, —3,92% (Р>0,05), а время работы, затраченной на 30 оборотов, соответственно на —0,98 сек, —9,31% (Р<0,05), —1,64 сек.— 15,84% (Р<0,01) и —0,34 сек. —3,51% (Р>0,05). По результатам 4-минутного педалирования в максимальном темпе было установлено, что количество оборотов шатуна в группе А увеличилось на +24,5—5,22% (Р<0,05); В — на +31,4 — 6,59% (Р<0,01) и С — на+4,70— 1,0% (Р<0,05) соответственно.

Анализ динамографических кривых показал, что после тренировочной работы на МВТ максимальные значения усилий, прилагаемых к шатунам, сместились на 30° назад по ходу вращения педалей, т. е. ограничились зонами 90 и 270°, а минимальные стали ближе к зоне 0 и 180°. Кривая тангенциальных усилий приблизилась к синусоиде (рис. 3, А).

Рис. 3. Сравнительные динамографические кривые усилий, прилагаемых к шатунам велосипедистами, до и после педагогического эксперимента (индивидуальный темп): по оси ординат — величина усилий, по оси абсцисс — длина окружности; А — 1-я экспериментальная группа, В — 2-я экспериментальная группа, С — контрольная группа, а — исходные данные, b — итоговые данные

В группе В тангенциальные кривые усилий, прилагаемых к шатунам, приняли также вид синусоиды. Максимальные значения этих усилий сместились в зоны 90 и 270°, что соответствует представлениям о рациональных основах техники спортивного педалирования (рис. 3,В).

Рассматривая динамографические показатели у велосипедистов контрольной группы, следует отметить, что улучшения у этой категории спортсменов были незначительные и не имели существенных различий по сравнению с исходными данными (рис. 3, С).

Очевидно, положительная динамика результатов в контрольных испытаниях произошла не только за счет тренированности, но и за счет более совершенной техники педалирования. Это подтверждается примерно одинаковым распределением сил на дистанции у всех испытуемых (рис. 4).

Рис. 4. Динамограмма распределения сил у велосипедистов при выполнении теста 4-минутное педалирование:
по оси ординат — количество оборотов шатуна в мин,, по оси абсцисс — время работы, А — 1-я экспериментальная группа, В — 2-я экспериментальная группа, С — контрольная группа; а — исходные результаты, b — конечные результаты

Тот факт, что улучшение техники спортивного педалирования сопровождается ростом результатов в контрольных испытаниях, имеет немаловажное значение для практики подготовки велосипедистов.