Отпуск на колесах

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это ралли носило экспериментальный характер, но все его участники единодушно проголосовали за подобные совместные отпуска. Однако некоторые высказались за то, чтобы в программе ралли было больше соревновательных элементов.

Целесообразно в многодневные ралли добавить количество контрольных пунктов. Пребывание в местах, где много достопримечательностей и организуются дневки, исключить из общего учета времени, осуществляя контроль времени при въезде в интересный город и выезде из него. А на некоторых участках, наоборот, ввести строгий контроль за скоростью движения на них велогрупп, причем средний темп движения может быть различным. Полезно, если один из этих скоростных участков целиком проходит по грунтовым дорогам. На берегу живописной реки или озера целесообразно устроить общую дневку, во время которой организовать соревнования по фигурному вождению, на полосе препятствий. Небольшой участок на трассе ралли можно сделать кроссовым. И еще полезно устроить конкурс на лучшее описание маршрута ралли.

Многодневное ралли может быть проведено по линейному или кольцевому маршруту.

Практикуется велотуристами (правда, пока, к сожалению, явно недостаточно) и другая интересная форма многодневных мероприятий — туриада. Первую массовую велотуриаду организовали в 1979 г. рижские энтузиасты. В ней участвовали владельцы велосипедов всевозможных конструкций, и возрастной диапазон участников был очень широким — от 12 до 66 лет. Всего в двухнедельное путешествие по островам Эстонии отправились 200 человек. Весной сформировали 26 групп, которые «скатывались» в субботних и воскресных поездках, готовили снаряжение. Этими же группами потом поехали и по эстонским островам. У каждой — свой график движения, своя скорость. Разной была и протяженность путешествия: у одних чуть больше 500, у других около 800 км. Одни группы начинали свой маршрут с острова Сааремаа, другие — с Хийумаа, кто-то объезжал острова по часовой стрелке, а кто-то — против. Тем интереснее были встречи друг с другом, большей частью неожиданные.

Первый опыт удался. В 1981 г. состоялась такая же туриада в Карпатах, а в 1983 г. — в Карелии. Выбрали для лагеря подходящее место недалеко от Петрозаводска. Здесь начинались и заканчивались все маршруты. Сформировали десять групп, которые совершали по озерному краю путешествия от I до III категорий сложности. Для участия в туриаде Рижское бюро путешествий и экскурсий выпустило путевки, в. их стоимость входил проезд на поезде и экскурсии.

В 1984 г. велотуриаду в Карпатах организовали московские туристы. Определились основные принципы массовых туриад. В начале или в конце (либо и в начале, и в конце) устраивают общий сбор всех групп-участниц на одной поляне в привлекательном месте. Маршруты могут быть кольцевыми, а иногда и в середине похода в общем лагере предусматривается ночлег или дневка, в этом случае
маршрут принимает форму восьмерки. Если общая встреча только в конце туриады, то она принимает форму большого звездного похода, а маршруты — линейные, сходящиеся в одной точке. Так или иначе, но маршрут каждая группа разрабатывает самостоятельно. В начале туриады общий сбор имеет скорее тренировочно-методическую направленность (на нем с целью проверки готовности групп к большому походу полезно провести соревнования по технике вождения велосипеда, велоориентированию, устроить небольшой кросс с препятствиями, проверить знания велотуристов по технике безопасности, доврачебной помощи), а в конце он носит уже развлекательный характер, во время которого участники туриады обмениваются впечатлениями, устраивают концерт самодеятельности, конкурсы. В рамках туриады чаще проводят походы низших категорий сложности, но если позволяет местность и набираются участники с достаточным туристским опытом, то могут быть походы и высоких категорий сложности (или только таких). Для новичков целесообразно провести предварительно семинар начальной туристской подготовки.