История производства велосипедов в СССР

Страницы: 1 2 3 4 5

Теперь познакомимся с «ногами» велосипеда, посмотрим, как делают колеса.

Сверкающие хромом корпуса втулок, оси, конусы, гайки, только что сошедшие с токарных станков... Воздушный транспортер несет сюда поблескивающие эмалью ободья. Трудно себе представить, что ободья только что были стальной лентой, которую прокатали на специальном станке, сварили края в стык, зачистили на особом сверлильном автомате, сделали дырки для спиц и недавно покрасили и высушили.

На дорожных велосипедах «Прогресс» В-110 ободья коробчатого сечения, на других сечение обода несколько иное, но все они предназначены для покрышек с жесткими проволочными бортами. Сюда же направляются не только блестящие ободья, но и груды спиц, специальных трубчатых гаек — ниппелей. Здесь происходит сборка колес — прочное соединение обода, спиц и втулки.

Вы, наверное, много раз обращали внимание на то, что при движении велосипеда его колеса превращаются в сплошные сверкающие круги. Однако, если внимательно посмотреть, видно, что колесо состоит из отдельных спиц. Эти спицы изготовляются из стальной проволоки и могут быть ровными или слегка утолщенными у загнутого конца, где имеется головка, и у резьбы. При установке спицы головка пропускается в отверстие втулки, а другой конец закрепляется в ободе ниппелем. Вращаясь по резьбе, ниппель натягивает или ослабляет спицу.

Так как спицы расположены с двух сторон втулки, то равномерное натяжение их с обеих сторон делает колесо упругим и приводит к ровному вращению. Ослабление спиц или обрыв их с одной стороны ведет к искривлению колеса, к так называемой «восьмерке».

На заднем колесе тридцать шесть спиц, на переднем — на четыре меньше. Спицы расположены на колесе таким образом, что каждая из них непременно пересекает три других. Такое расположение спиц значительно увеличивает прочность колеса, так как спицу легко согнуть, но очень трудно разорвать. Она может выдержать груз до 250 килограммов. Поэтому спицы располагаются в колесе современного велосипеда таким образом, чтобы избавить их от изгибающих усилий и заставить работать только на растяжение. В заднем колесе спицы испытывают две силы: вес велосипедиста с велосипедом и скручивающее действие втулки. Шестерня вращает колесо именно за втулку, а затем вращение через спицы передается на обод и шину. Втулка как бы висит на тех спицах, которые находятся над ней, поэтому понятно, что тяжесть, давящая на втулку, стремится разорвать верхние спицы. Но тяжесть равномерно распределяется на несколько спиц, дружно помогающих друг другу, им уже не грозит опасность быть разорванными. Тогда втулка стремится при кручении сломать спицы и изогнуть их. Спицы могли сломаться, если бы они были поставлены так же, как в колесах телеги — прямо от втулки к ободу, — и не стягивали колесо у велосипеда, а расширяли его. Раньше на велосипедах «Паук» спицы так и располагались, и, хотя их делали толстыми, они все равно не выдерживали скручивающего усилия и ломались у втулки. На современных велосипедах спицы ставят не прямо по радиусу, а наискось по направлению касательной к окружности втулки. Такие спицы при вращении втулки будут испытывать не изгиб, а растяжение, с чем они легко справляются.

Для велосипедных колес необходимо огромное количество спиц. Специальный автомат, изготовленный на Харьковском велосипедном заводе, помогает увеличить их выпуск. Такой автомат способен дать до четырех тысяч спиц в час, а за смену сделать спицы для пятисот велосипедов.

На сборку колес приходят уже готовые передние и задние втулки. В корпус втулки переднего колеса запрессовываются два фланца для спиц и чашки для оси. Ось вращается на шариковых подшипниках, удерживается при помощи двух навинченных на нее конических гаек — конусов.