История производства велосипедов в СССР

Страницы: 1 2 3 4 5

Цепь велосипеда соединяет две зубчатки: ведущую и ведомую. Из-за усиленного трения в работе цепь требует особенно тщательного изготовления. Цепи бывают пластинчатые и роликовые. Пластинчатая цепь применяется на гоночных велосипедах, предназначенных для гонок на треке. На остальных велосипедах наиболее распространенной считается втулочно-роликовая цепь, которая представляет собой соединение двух видов звеньев: внутренних и наружных. Каждое звено, в свою очередь, состоит из двух пластинок, соединенных штифтами и втулками. Втулочно-роликовая цепь имеет до ста звеньев, из которых одно разъемное. Это специальный замок, позволяющий ставить и снимать цепь.

Осталось только ввернуть в шатуны педали, и велосипед готов. Педаль состоит из оси с конусом, шайбой и контргайкой педального конуса, чашек для шарикоподшипников, запрессованных в концевые пластинки распорной трубки, двух распорных стержней с резиной и скрепляющими гайками. Отличие правой и левой педали друг от друга заключается в том, что правая ось имеет правую резьбу, а левая — левую, все остальное у них одинаково. На гоночных велосипедах педали делают целиком металлические.

Чтобы закончить знакомство с тем, как делают велосипеды, надо побывать в цехе гальванопокрытий и окраски. Часть деталей велосипеда поступает в окраску, другая — в хромировку. Окрасить металлические части цветными эмалями довольно сложно.

Чтобы краски прочно держались на поверхности, необходимо металл предварительно подготовить под окраску, освободив его от всяких механических загрязнений и, что особенно важно, от ржавчины и масла. Подготовка металла под окраску делится на механическую и химическую. Сначала поверхность обрабатывают шлифовальными кругами, защищают шкурками или помещают в пескоструйную камеру, а затем травят металл специальными химическими составами.

Поверхность должна быть хорошо отшлифована, не иметь заусенцев, раковин, следов сварки и пайки.

Очистка деталей от минеральных масел достигается тщательной мойкой и протиркой деталей или обработкой в механизированных мойках. Подготовленные детали без ржавчины и масла передаются на окраску.

После окраски рамы велосипеда, вилки, щитков и ободов эти детали цируются, т. е. разрисовываются эмалями различных цветов при помощи специальных машинок и трафаретов. Одновременно с цировкой на раму велосипеда и задний щиток наносится «декалькомания»— надпись «Прогресс» В-110 и марка завода. После цировки и разрисовки все детали покрываются слоем бесцветного лака, который придает покрытию глянец и хорошо защищает декоративное оформление велосипеда.

Когда велосипед летит по улице под солнечными лучами, зайчики, отскакивающие от его блестящих частей, способны зажечь даже самого равнодушного человека.

Хромирование происходит в специальном цехе гальванопокрытий, откуда выходят сверкающие рули, шатуны, корпуса втулок, рефлекторы фар.

В отделе технического контроля завода проверяется правильность сборки всех узлов велосипеда. Каждому велосипеду придается паспорт с техническим талоном, и затем велосипеды упаковываются в ящики для того, чтобы проделать свое путешествие сначала по двору завода, затем по улицам города на грузовом автомобиле, наконец, в полутьме товарного вагона или в трюме парохода и поступить к своему счастливому хозяину. Завод гарантирует безотказную работу велосипеда в течение года. Если в какой-нибудь детали обнаружился изъян, то ее всегда можно заменить, послав на завод и приложив талон технического паспорта, но это бывает редко и, как правило, современный велосипед — это верный и надежный друг.