История производства велосипедов в СССР

Страницы: 1 2 3 4 5

Втулки заднего колеса значительно сложнее по конструкции. На Харьковском заводе сейчас создан уникальный стан профильного проката втулок. Сначала круглые болванки поступают в газовую печь и раскаляются докрасна. Затем по вращающимся роликам болванки катятся в станок, где прошиваются насквозь стальным валом, сечение которого равно сечению втулки. Полученная труба автоматически попадает в следующий стан профильного проката, откуда выходит уже состоящая из соединенных между собой задних втулок. Теперь остается их аккуратно нарезать, просверлить дырки во фланцах, отхромировать и направить на сборку.

Наибольшее распространение на отечественных велосипедах получила втулка типа «Торпедо». Эта втулка позволяет велосипеду свободно двигаться под действием педалей — «рабочий ход», катиться по инерции — «свободный ход» и надежно тормозить при движении педалей в обратном направлении.

Общая сборка колеса производится вручную, а ниппеля окончательно завертываются вращающейся механической отверткой. Выправляют колесо в специальных станках, после чего срезают точилом выступившие в ободе концы спиц. Собранные колеса подхватываются транспортером и переносятся к горе покрышек и камер. На обод надевается предохранительная тесьма, и колесо помещается на особый автомат, который монтирует на ободе шину с камерой.

Шины изготовляют на резиновом заводе. Каждая из них состоит из покрышки и камеры. Покрышка, сделанная из особой резины, на своей внешней части имеет фигурный рисунок — протектор, увеличивающий сцепление шины с дорогой. На ободе колеса покрышка держится при помощи проволочных колец, вмонтированных в ее края. Через специальный вентиль, закрепленный гайкой в отверстии камеры, камера накачивается воздухом. Люди заметили еще на первой шине Данлопа, что главное ее преимущество состоит в том, что она значительно облегчает езду и благодаря ей велосипедист расходует меньше сил, чем при езде на сплошных шинах. Это объясняется тем, что колесо с жесткой шиной, такой, как на трехколесном велосипеде, встретив на своем пути препятствие, должно подняться на всю высоту препятствия, чтобы перевалить через него. Таким образом, при езде такое колесо беспрерывно подымалось и опускалось. На преодоление спусков и подъемов приходилось затрачивать дополнительные усилия. Эти усилия были тем меньше, чем ровнее дорога: по асфальту, например, было легче ехать, чем по булыжной мостовой. При движении пневматическая шина, в отличие от жесткой, в зависимости от неровностей дороги все время изменяет свою форму. Она накатывается на неровности, как бы поглощая их. Для пневматической шины дорога становится более гладкой, и от велосипедиста при движении требуется меньше усилий. Каждому, кто хочет ездить на велосипеде, необходимо знать, как передается усилие от ног велосипедиста на заднее колесо и из чего состоит привод, предназначенный для приведения велосипеда в движение и для его затормаживания.

Самым простым приводом является передача для трехколесного велосипеда. Усилие там непосредственно передается на движущееся колесо. Сейчас на велосипедах распространена простая цепная передача, состоящая из трех частей: каретки с шатунами, задней шестерни и цепи.

Если сравнить каждый нажим ног велосипедиста на педали с шагами пешехода, то мы увидим, что за два шага пешеход продвигается вперед примерно на 1,5 метра, а за один оборот шатуна колесо пройдет путь, превышающий 6 метров. Велосипедист двигается вперед в четыре раза быстрее пешехода, но для этого нужно научиться правильно подбирать передаточное отношение. Необходимо учитывать профиль дороги, силы велосипедиста и погоду. Тогда можно удачно подобрать передачу и ехать легко и быстро.