История производства велосипедов в СССР

Страницы: 1 2 3 4 5

Два года назад, когда на Московском заводе им. Лихачева выпускали велосипеды, там научились соединять трубы между собой без узлов: небольшие отростки головной трубы прямо сваривались с верхней и нижней трубами. Такая технология значительно облегчала производство рамы, сохраняя при этом ее большую прочность. Эту раму легко было отличить от других: на ней не было никаких узлов-утолщений, кроме тоненьких колечек, поставленных сверху на шов, соединяющий трубы.

На Урале сейчас придумали новую технологию — применяют специальную компрессионную сварку: трубы свариваются между собой без узлов и без колечек, прямо в стык.

Чтобы передняя поворотная вилка легко вращалась, в верхний и нижний головочные узлы вставляются чашки для шариков.

Подседельный узел соединяет четыре трубы: верхнюю, подседельную и две задние стойки. Этот узел имеет сзади разрез для болта, укрепляющего подседельный палец.

Остается еще один, очень важный узел. Это кареточный узел. Он не уступает подседельному и тоже собирает четыре трубы: нижнюю, подседельную и цепные перья задней вилки. В кареточном узле имеются две ввертывающихся чашки для шариков и кареточной оси, на которой укрепляются шатуны.

Для соединения цепной вилки и задней стойки служат специальные наконечники с крючками, куда входит ось заднего колеса. Для большей устойчивости задние стойки и цепные перья вилки укрепляют поперечными мостиками и выгибают, чтобы колесо легко вращалось.

Коронка вилки соединяет овальные выгнутые вперед трубы перьев передней поворотной вилки с трубчатым стержнем, в который вставляется руль. На концы перьев вилки ввариваются наконечники с прорезями для оси переднего колеса. Вилка — очень важная деталь велосипеда, она служит опорой для переднего конца рамы и одновременно связывает руль с управляемым колесом.

Вся рама делается так, чтобы она могла выдержать большую нагрузку, которую дают ей колеса. Рама обычного дорожного велосипеда настолько прочна, что может выдержать вес автомобиля. Но она плохо переносит боковые изгибы, которые могут возникнуть во время падений велосипеда.

Сверкают огни электросварки, слышатся вздохи тяжелого молота, штампующего узлы для рам и конические перья передней вилки. Мелькают умелые руки рабочих, и в конце цеха транспортер одну за другой подхватывает готовые рамы, отливающие около узлов золотом меди. Теперь рама идет в окраску — она должна стать не только прочной, но и ласкать глаз своей красотой.

Посмотрим, как делаются очень важные детали велосипеда — руль и седло. Здесь опять аккомпанемент штамповальных молотов сливается с дискантом токарных станков. Со склада сюда везут листовой металл, а из кузнечного цеха — посиневшие заготовки различных осей и болтов.

Огоньки электросварки вспыхивают только там, где делают рули. Руль, как известно, является одной из самых ответственных и необходимых деталей — он служит для управления велосипедом. Состоит он из стержня, входящего в вилку, и рулевой изогнутой трубы с резиновыми ручками на концах. Крепится руль в стержне вилки при помощи длинного болта, проходящего через весь стержень.

Все детали седла, кроме покрышки и пружин, штампуются из листовой стали. Рабочие- сначала быстро и ловко соединяют их в треугольник, затем ставят вороненые пружины, натягивают кожаную покрышку, укрепляют замок и устанавливают седло на хромированный подседельный палец, прибывший сюда из цеха гальванопокрытий. На таком седле будет мягко ехать даже по плохой булыжной дороге.