История производства велосипедов в СССР

Страницы: 1 2 3 4 5

Чтобы узнать устройство велосипеда, лучше всего побывать на заводе, где его делают.
На Украине, в утопающем в зелени городе Харькове, расположен старейший в Советском Союзе велосипедный завод. Вот уже 38 лет строит он для народа легкие, красивые и удобные велосипеды.
Многие зарубежные страны с удовольствием покупают велосипеды Харьковского завода. В кабинете директора завода висит много дипломов, которые получил трудолюбивый коллектив создателей велосипедов на международных выставках и ярмарках, на Выставке достижений народного хозяйства в Москве. Сейчас завод получил новое ответственное задание: создать для трудящихся ДРВ такой велосипед, который бы отвечал климатическим условиям эксплуатации, был среднего размера. Первые образцы таких велосипедов В-36 уже показали хорошие результаты.
Для того, чтобы в день выпускать тысячи три велосипедов, нужно иметь большие цехи с умными и сложными станками, которые разрезают трубы, делают втулки, штампуют различные детали, сваривают узлы, нарезают болты, делают спицы и, наконец, производят сборку всего велосипеда.
Любой велосипед состоит из пяти частей: рамы с вилкой, руля, седла, колес и цепной передачи с педалями.
Все вы хорошо знаете итальянского ученого Галилея, который первым утверждал, что все-таки Земля вертится. Как это ни странно, велосипедная рама, состоящая из полых трубок, своим появлением тоже обязана Галилею. В одном из своих сочинений он писал: «Мне хотелось бы прибавить несколько замечаний относительно сопротивления твердых тел, полых или пустых внутри, которыми как техника, так и природа пользуются на тысячи ладов. В них без возрастания веса достигается возрастание прочности в весьма большой степени, что легко можно видеть на костях птиц и на тростнике, которые при большой легкости отличаются и большой сопротивляемостью изгибу и излому.
Если бы соломинка, несущая колос, превышающий по весу весь стебель, была при том же количестве вещества сплошной и массивной, то она была бы значительно менее прочной на изгиб и на излом. Было замечено на деле и подтверждено опытом, что палка, пустая внутри, а также деревянная и металлическая труба крепче, чем массивное тело той же длины и равного веса, которое неизбежно является более тонким. Техника нашла применение этому наблюдению при изготовлении копий, делаемых пустыми внутри для достижения прочности и вместе с тем легкости». К сожалению, в те времена Галилей не смог закончить своих заметок примером с велосипедной рамой, но мы ему благодарны даже и за эти сведения об основах прочности металла.
Для того, чтобы сделать велосипедную раму, необходимо подготовить восемь труб: верхнюю, головную, нижнюю, подседельную, две трубы цепной вилки и две подседельной стойки; кроме этого, еще три трубы идут на переднюю вилку,— две на перья вилки и одна на стержень. Посмотрим, как изготовляется основная часть велосипеда — рама.
Над головой жужжат транспортеры, переносящие на рабочие места гигантскими руками цепей пачки труб разного размера и диаметра. Чтобы трубы держались в раме, они соединяются между собой штампованными утолщенными трубками с отростками-узлами: верхним нижним головочными, кареточным, подседельным. Кроме узлов, существуют специальные концы для соединения цепной вилки с подседельной стойкой и коронка, в которую впрессовываются перья передней вилки и стержень.
Трубы, соединенные узлами, вначале скрепляются железными штифтами, а затем пропаиваются латунью в специальных раскаленных соляных ваннах. Раньше трубы надевали на отростки узлов, а теперь узлы делают большего диаметра и трубы вставляются в них — такое соединение является наиболее надежным.