Современные тенденции двухциклового планирования подготовки велосипедистов

Страницы: 1 2 3 4 5

Большая часть велосипедистов-шоссейников, а также некоторые преследователи на этом этапе подготовки проводят трехразовые тренировки на велосипеде по шоссе: утром выполняется основная, большая работа по объему и интенсивности, во второй половине дня — меньшая работа, носящая восстановительный характер, и третья, вечерняя тренировка, направлена на дальнейшее совершенствование общей и специальной физической подготовки. Периодически она заменяется ездой на велосипеде.

В этот период гонщики выступают в большом количестве подводящих (не основных) соревнований. Перед каждым из них ставятся необходимые задачи.

Спринтеры и гитовики с конца февраля до середины марта строят свою подготовку по следующему плану: зарядка включает упражнения по ОФП и СФП, утренняя тренировка на велосипеде по шоссе предусматривает большую по объему нагрузку. Она направлена на дальнейшее развитие специальной выносливости. В нее включается также и специальная работа на отрезках скоростно-силового характера: на спусках, по ветру, равнине и в гору, в группе, индивидуально, парами и командами.

Вечерние занятия по ОФП и СФП чередуются с короткими восстановительными тренировками на велосипедах по шоссе.

С середины марта и в апреле в утренние тренировки на велосипеде наряду с продолжающейся работой над развитием специальной выносливости включается и развитие специальной силовой выносливости. В вечерних занятиях на велосипеде по шоссе, как и в соревновательном периоде на треке, на фоне суперкомпенсации проводятся специализированные скоростно-силовые тренировки, в которые включаются упражнения на совершенствование специально-технической подготовки и лидирование за мотоциклом или автомашиной.

По той же схеме и принципам методики строят свою подготовку на этом этапе и преследователи.

Подготовка к летнему (второму годичному) циклу соревновательных серий всеми велосипедистами осуществляется в основном по той же методике тренировки, что и ранее при одноцикловом годичном планировании, в своей основе повторяя первый цикл.

Для некоторых велосипедистов-шоссейников, принимающих активное участие в различных однодневных и многодневных весенних соревнованиях (велогонка Мира и др.), имеющих специальную подготовку, применяется трехцикловое планирование тренировки в годичном цикле.

Двух- и трехцикловое планирование годичного цикла тренировки велосипедистов весьма прогрессивно, так как тренер имеет возможность моделировать различные фазы спортивной формы, внося в план подготовки от цикла к циклу необходимые коррективы, благодаря чему спортсмен может достичь более высоких спортивных результатов.

Для управления тренировочным и соревновательным процессом на шоссе и треке при двух- и трехцикловом планировании подготовки велосипедистов в годичном цикле по основным параметрам (частота педалирования, частота пульса, скорости движения, величина передаточных отношений), а также для программирования и прогнозирования спортивных достижений рекомендуем методику, опубликованную в пособии «Подготовка юных велосипедистов»*.

                                         С. М. Минаков, заслуженный тренер РСФСР, ГЦОЛИФК,
                                        В. М. Максимова, кандидат педагогических наук,
                                        В. Л. Никуличев, оба ВНИИФК

* Крылатых Ю. Г. и Минаков С. М. Подготовка юных велосипедистов. М.: ФиС, 1982.