Современные тенденции двухциклового планирования подготовки велосипедистов

Страницы: 1 2 3 4 5

Анализ и обобщение опыта подготовки высококвалифицированных спортсменов позволяет отметить, что в настоящее время в различных видах спорта происходит своего рода выравнивание основных параметров тренировочного процесса. Это относится прежде всего к объему и интенсивности тренировочных нагрузок, а также к системе планирования подготовки и ее преимущественной направленности на различных этапах. Наиболее заметно это проявляется в видах спорта и дисциплинах, связанных с выносливостью.
В настоящее время в ряде видов спорта отмечается тенденция к закреплению двух- и трехцикловой структуры процесса подготовки высококвалифицированных спортсменов. Это связано с возрастающими требованиями к уровню спортивных достижений, закономерностями развития спортивной формы, целенаправленным обеспечением последовательной смены трех фаз: приобретения, сохранения (относительной стабилизации) и временной утраты спортивной формы. При этом последующий период подготовки начинается с более высокого исходного состояния работоспособности и функциональных систем организма в гиперкомпенсаторной фазе. Такое планирование этапов подготовки способствует повышению общей устойчивости организма к любым воздействиям среды (нагрузкам).
Одной из методических трудностей является достижение пика спортивной формы к моменту проведения главных соревнований. Установлено, что рассредоточенное повторение упражнений в течение дня, недели и в других звеньях тренировочного процесса более целесообразно, а концентрический метод организации упражнений эффективнее, чем линейный (А. А. Тер-Ованесян, 1978). То же можно сказать, по-видимому, и о распределении различных циклов тренировки. Известно также, что дробное распределение нагрузки более эффективно. Подобное имеет место при организации работы над развитием различных сторон подготовленности спортсмена, осуществляемой параллельно, но доля средств различной направленности не одинакова (В. А. Парфенов, В. Н. Платонов, 1979).
Это положение раскрывается в следующем принципе: в одном занятии должен иметь место хотя бы один элемент соревновательного упражнения, в микроцикле — хотя бы одно целостное исполнение соревновательного упражнения, в мезоцикле — хотя бы один соревновательный микроцикл, в годовом макроцикле — один соревновательный мезоцикл и т. д.
На практике многоцикловая структура годичного цикла получила дальнейшее развитие в спортивном плавании. В настоящее время при подготовке высококвалифицированных пловцов тренировка в годичном цикле представляет систему из трех макроциклов. В то же время эти макроциклы существенно различаются, например, по характеру задач, соотношению различных тренировочных средств и в конечном счете подчинены подготовке к кульминационным соревнованиям сезона, которые обычно проводятся летом, в конце третьего макроцикла (В. А. Парфенов, В. Н. Платонов, 1979).
Многоцикловая подготовка и, в частности, трехцикловая подготовка в плавании, по-видимому, связана с необходимостью значительного увеличения объемов тренировочной работы, упорядочения контроля за уровнем подготовленности, трансформацией больших объемов в спортивный результат и участием в большом количестве ответственных соревнований.
Заслуживает внимания опыт организации объемных тренировок в дробном исполнении (лыжный спорт, стендовая стрельба, борьба классическая и др.). При этом дневная тренировка разбивается на несколько более коротких, с небольшими перерывами для проведения восстановительных мероприятий.
Методической новинкой в трехцикловой системе стало введение так называемых соревновательных серий, когда ведущие пловцы за короткий промежуток времени стартуют 5— 7 раз в турнирах высокого уровня (С. М. Вайцеховский, 1981).
По-видимому, использование предварительной соревновательной практики позволяет создать определенный запас прочности при дальнейшей подготовке к главным соревнованиям.