Оптимизация построения подготовительного периода гонщиков-трековиков высокой квалификации

Страницы: 1 2 3 4 5

На протяжении всех лет подготовки была обеспечена стандартность условий в течение каждого тренировочного года. Различия в организации тренировочного процесса сводились к следующему: в течение трех лет изменялись объем основных параметров и структура нагрузок в подготовительном периоде тренировки спортсменов. По остальным показателям процесс подготовки в течение каждого года носил идентичный характер. Тренировка спортсменов проводилась на этапе подготовки к высшим достижениям. Уровень подготовленности спортсменов в начале каждого года в ходе эксперимента был идентичен. Экспериментальная группа по мастерству оставалась постоянной — велосипедисты-преследователи высшей квалификации.

В соответствии с закономерностями формирования высокого уровня подготовленности подготовительный период (ноябрь — апрель) был разделен на два этапа. Цель первого этапа — создание предпосылок для достижения высоких спортивных результатов. В первом варианте структуры подготовительного периода на этом этапе (ноябрь 1977 г.— январь f978 г.) предусматривалось постепенное увеличение общего объема специальной подготовки с параллельным ростом интенсивности. Объем интенсивной нагрузки—10,7% общего объема.

Во втором структурном варианте (ноябрь 1978 г.— январь 1979 г.) повышение общего объема нагрузки (на 21%) сопровождалось значительным увеличением ее интенсивности в основном за счет средств специальной силовой подготовки.

В отличие от первых двух в третьем варианте продолжительность первого этапа составляла два месяца (ноябрь, декабрь 1979 г.). Он характеризовался более ранней интенсификацией тренировочных нагрузок: в ноябре интенсивный километраж составил 4,8% общего объема, в декабре — 22,1%.

Второй этап подготовительного периода, направленный на решение задач непосредственного приобретения спортивной формы, по структуре значительно отличался во всех трех вариантах.

В 1978 г. на втором этапе (февраль—апрель) наряду с шоссейной подготовкой предусматривался 10-дневный цикл специальной работы на треке с участием- в соревнованиях по
трековой программе. Общий месячный объем нагрузки, достигнув максимальной величины в феврале, с переходом к подготовке на треке несколько снижался (на 13,6%), однако прогрессивно возрастала интенсивность нагрузки за счет участия в серии контрольных и подготовительных соревнований на шоссе и треке. В последние два месяца этапа (март, апрель) соревновательный метод приобретал основное значение в подготовке спортсменов: объем соревновательного километража .в марте составил 32,1% общего объема нагрузки, в апреле—60,5%.

Второй этап (февраль — апрель) подготовительного периода 1979 г. состоял целиком из средств шоссейной подготовки, однако объем и интенсивность нагрузки были значительно увеличены по сравнению с предыдущим годом. Суммарный объем специальной подготовки за весь период возрос на 15,1%, интенсивный километраж увеличился на 122,2%. Структура нагрузок предусматривала ступенчатое возрастание месячных объемов и интенсивности в январе и марте со стабилизацией указанных параметров в феврале и апреле для создания предпосылок к долговременным перестройкам по принципу запаздывающей трансформации.

С целью дальнейшего поиска оптимального планирования подготовительного периода тренировки при стабилизации достигнутого уровня объема и интенсивности нагрузки использовался мезоцикл зимних соревнований на треке. В 1980 г. на втором этапе (январь — апрель) подготовительного периода был предусмотрен месячный цикл специальной трековой подготовки с участием спортсменов в серии соревнований на треке. С 3 по 31 января велосипедисты приняли участие в 15 стартах в индивидуальных, командных и групповых гонках на дистанциях от 4 до 50 км. Динамика нагрузок следующих трех месяцев подготовки (февраль — апрель) в основном такая же, как в предыдущем периоде, при некотором снижении объема соревновательных средств.