Оптимизация построения подготовительного периода гонщиков-трековиков высокой квалификации

Страницы: 1 2 3 4 5

В третьем варианте подготовительного периода аналогично динамике роста специальной выносливости прослеживается значительное повышение показателей выносливости на первом этапе тренировки (более 100%). С переходом к специальной подготовке на треке увеличивается доля интенсивной тренировочной и соревновательной нагрузок и снижается объем средств аэробной направленности. Изменение показателей выносливости на этом этапе происходило по принципу запаздывающей трансформации: переключение на работу преимущественно иной направленности создавало благоприятные условия для протекания процессов адаптации к работе на выносливость, что проявлялось в существенном повышении уровня выносливости к аэробной работе (108,7%).

Тестирование, проведенное в конце эксперимента, выявило снижение интенсивности роста показателей выносливости в последнем тренировочном цикле. Видимо, увеличение доли интенсивной нагрузки на первом этапе и в следующем за ним соревновательном цикле несколько сместило центр тяжести подготовки в сторону первой половины всего периода, вследствие чего суммарное воздействие нагрузок второго этапа оказалось менее эффективным для воспитания качества выносливости.

Динамика показателей специальных физических качеств велосипедистов-преследователей позволяет говорить о том, что второй вариант структуры подготовительного периода тренировки обеспечивает больший рост максимальной силы, специальной выносливости и выносливости к работе аэробной направленности.

Изучение поэтапной динамики специальных физических качеств велосипедистов-преследователей высокого класса дает основание утверждать, что первый вариант структуры, который предусматривает постепенное повышение интенсивности нагрузки при умеренных величинах объемов и включает 10-дневный цикл специальной подготовки на треке, вызывает хотя и невысокий, но стабильный рост показателей физических качеств (2,2—10,3%). Увеличение объема и интенсивности нагрузки во втором варианте вызывает существенный прирост в развитии качеств силы и выносливости к концу подготовительного периода. Анализ развития физических качеств в подготовительном периоде с использованием этапа зимних соревнований (1979—80 гг.) свидетельствует о более значимом по сравнению с предыдущими периодами росте быстроты (103,5%) и скоростно-силовых возможностей спортсменов (скоростной компонент составил 104,7%, силовой— 112,1%).

Исследования особенностей структуры специальной физической подготовленности, проведенные ранее (В. П. Осадчий, 1980), показали, что спортсмены, выступающие в командной гонке, характеризуются преимуществом в развитии скоростных и скоростно-силовых возможностей. Коэффициенты корреляции, отражающие связь показателей отмеченных качеств с уровнем спортивных достижений, находятся в пределах 0,50—0,71. Сильнейшие спортсмены мира в индивидуальной гонке на треке отличаются от спортсменов, выступающих в командной гонке, высоким уровнем развития максимальной силы, специальной выносливости и выносливости к аэробной работе, а также более высокой степенью связи указанных качеств с уровнем спортивных результатов (r = 0,51—0,82).

Результаты исследований позволяют предположить, что планирование тренировки по третьему варианту, содержащему на втором этапе мезоцикл зимних соревнований на треке, более целесообразно для велосипедистов, специализирующихся в командных гонках преследования. Для подготовки спортсменов к индивидуальной гонке на 4 км более эффективна структурная модель второго варианта, предусматривающая1 повышение объема нагрузки при увеличении ее интенсивности в основном за счет средств специальной силовой подготовки. Решать вопрос об использовании годичных или полугодичных циклов следует с учетом специфики вида гонок и закономерностей развития специальной подготовленности. Вполне возможно, что значительные резервы дальнейшего роста результатов в индивидуальной гонке преследования таятся в совершенствовании календаря и программы зимних соревнований.

                                                                      Д. А. Полищук, канд. пед. наук,
                                                                     В. П. Осадчий, канд. пед. наук, Киев